Появление в фильме всего одной звезды такой величины как Джонни Депп или Анджелина Джоли уже практически гарантирует успех. И ожидания оправдываются на все 100 процентов: это динамичный и захватывающий фильм с обязательной романтической линией и прекрасными актерами - современными секс-символами. В итоге от экрана оторваться просто невозможно. Режиссер Флориан Хенкель фон Доннерсмарк на этот раз решил "сделать такой фильм, на который приходишь, откидываешься на спинку стула и пару часов просто наслаждаешься жизнью". И у него это прекрасно получилось!
В "Туристе" есть практически все, за что кино любят киноманы: он остросюжетный, полный романтики, тонкого юмора и таинственного флера, с выразительными героями и глобальным общим смыслом, который легко и понятно переносится на реальную жизнь. То, что критики и большинство зрителей не поняли и не приняли фильм - самый верный признак приближения конца света. Во всяком случае, правильного и очень теплого для живых сердец света из кинопроектора... Ведь работа Ф.Х. Доннерсмарка - своего рода дружеское подшучивание над зрителями и проверка связи в стиле "Эй, ребята, вы понимаете - или остекленели там совсем?". Проверка показала: остекленели.
«Турист» - это не только всемирно известные актеры во всех мыслимых и немыслимых ракурсах, но еще и полная юмора история, способная поднять настроение и разбавить серые будни яркими красками. Режиссер Флориан Хенкель фон Доннерсмарк в своей дебютной работе доказал, что способен работать в жанре психологической драмы. Своей второй картиной он продемонстрировал, что способен сделать из типового голливудского экшн-триллера нечто большее, насытив сюжет элементами, сбивающими шаблонные схемы. Иными словами, он дает зрителю то, что ему нужно, но не таким способом, которого тот ждет.
«Турист» — комедийный фильм-открытка с живописными видами Парижа, Венеции и Анджелины Джоли, уникально четко разделенный на две части. Первые минут сорок — очень забавный фарс про умеренно интеллигентного провинциального американца, оказавшегося вместе со всеми своими комплексами внутри богато поставленного шпионского боевика. Все остальное время занимает непосредственно сам шпионский боевик с погонями по каналам, аристократическим балом и гангстером, изрекающим избитые максимы, — боевик крайне старомодный, нарочито нелепый и местами забавный, в основном своей старомодностью и нелепостью.
«Туристу» можно простить многое: похожую на мумию Джоли, невообразимые депповские усы, опереточного злодея и даже легко просчитываемый сюжетный твист. В конце концов, Доннерсмарк не так уж плохо разыгрывает старую хичкоковскую карту не того человека. Но вот когда дело доходит до развязки, немец вновь наступает на старые ржавые грабли. Нет, ну правда: ничем не оправданные рапиды, надрывный саундтрек и, разумеется, сверхкрупный план знаменитых губ могли бы прикончить и куда более выдающееся кино.
У вас уже возникло ощущение дежавю? Что ж — вы правы: сей закрученный сюжет вежливо позаимствован. Судя по тому, что об этом у нас нигде не пишут, это страшная тайна!! Чувствую себя прямо Джулианом Ассанжем... Итак, перед нами — римейк фильма французского режиссера Жерома Саля «Антони Зиммер», в наших палестинах известного как «Неуловимый», Вижу, вижу, как скривились лица ненавистников «американских переделок»... Напрасно кривитесь, господа: фильм вовсе не превращен в заурядный американский боевик — наоборот, кое в чем он даже потоньше и поизящнее французского оригинала!
Со времён «старика Хича» мораль, что и говорить, заметно изменилась – и теперь «положительным» становится герой, одержавший верх, реализовав наиболее дерзкий, изощрённый и продуманный план. Даже главный инспектор уже не отличается принципиальностью оперуполномоченного МУРа Глеба Жеглова, не настаивая на том, что вор должен сидеть в тюрьме (любой ценой!) и что наказания без вины не бывает, довольствуясь своего рода отступными. Для Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка это покажется компромиссом по сравнению с предыдущей работой, «Жизнь других», – не бесспорной, но в любом случае осветившей деятельность спецслужб (на примере восточногерманской Штази) куда обстоятельнее.
В идеальное мире "Турист" должен был стать для своего жанра "Одиннадцатью друзьями Оушена". Но не лишённая смысла затея самолично легла в гроб, захлопнула крышку и попросила её не беспокоить, когда на главные роли взяли Джоли и Деппа. Не вдаваясь в лишние рассуждения, скажем напрямик: всё действительно настолько неважно. То есть — никак. Что у "Туриста" получается хорошо, так это создавать иллюзию небездарно потраченного времени, поскольку даже на самые злобные и, что самое смешное, справедливые претензии в духе "Этот заковыристый план никогда бы не сработал!" или "Почему интерполовцы, знавшие про пластическую операцию, не подумали, что их объект мог купить и новую личность?" отвечает обезоруживающей улыбкой.
Джоли и Депп вообще-то мощнейшие актеры, но, будучи предоставленными сами себе, оба разом теряются. Джоли ходит, смотрит и приоткрывает рот; Депп никак не может разобраться, кого играет, комического недотёпу или шикарного мужчину, и мажет мимо нот по обоим направлениям. Понятно, так, как Анджелина, больше никто не ходит, не смотрит, и не приоткрывает рот, так что смотреть, как она час сорок плывет сквозь череду живописных мест, в принципе нескучно. Пачка хороших английских артистов в ролях второго плана тоже скрашивает дело. Но чего-то большего, чем череда красивых людей в красивых видах и интерьерах, из «Туриста» никак не складывается. Альбом с открытками — приятная вещь, конечно; но не тогда, когда ждёшь умного, стильного, тонкого, сексуального авантюрного романа.
Те, кто видел оригинал, все равно вряд ли пойдут смотреть ремейк, потому что знают главный сюжетный фокус. А помимо фокуса и видов предъявить «Туристу» нечего. Середина фильма откровенно провисает, а хичкоковские мотивы, кроме Эберта, никто не разглядит. С другой стороны, непривычно опухшее лицо Джонни Деппа способно тронуть сердце отечественного зрителя смутной ностальгией, а ум — парадоксальной догадкой: если в Голливуде задумают ремейк «Бриллиантовой руки», нынешний учитель из Висконсина вполне сгодился бы на роль «руссо туристо» Семена Семеновича Горбункова.
Хичкок, на которого Доннерсмарк постоянно оглядывается, кроме всего прочего, лучше всего умел соединять двух звезд в одном фильме. Наш прилежный герой не может толком справится и с одной. Джоли так до конца фильма и будет дефилировать механической куклой – это приятно, но маловато. Депп старательно изображает неловкость – ему только на оливке остается поскользнуться – но все равно, во-первых, явно не понимает, как и зачем здесь оказался, во-вторых, несмотря на эти старания, главный сюжетный финт угадывается за сорок минут до финала. Тем более, настоящая, хоть и непреднамеренная, неловкость начинается, когда эти двое встречаются в одном кадре. В этом и заключается случайная ирония «Туриста» – двое трудных детей Голливуда 90-х, перевоспитались, постарели, встретились, выпили, помолчали, разошлись.
«Турист» с Анджелиной Джоли и Джонни Деппом — ремейк элегантного французского триллера, угробленный немецкой основательностью. Доннерсмарк подменил элегантность «Неуловимого» голливудской основательностью, сделав ставку на бондоподобный экшн, с долгими погонями по каналам и черепичным крышам, открыточными видами Венеции и Анжелиной Джоли в перчатках и жемчугах. Страстные фантазии, разбитые сердца, русская мафия, полицейский произвол — за всем этим режиссер упускает из внимания, что сюжет про американского простачка, которого по ошибке приняли за европейского бандита мирового класса, — готовый анекдот и просто кладезь для комедии национальных стереотипов. Эта карта почти не разыграна: «Турист» ограничивается Деппом в полосатой пижаме и парой дежурных острот про итальянский темперамент. Что касается долгожданного дуэта, оказалось, что, несмотря на очевидное родство, Депп и Джоли не смотрятся вместе.
Скорее всего, Флориан Хенкель фон Доннерсмарк даже не подозревает, сколь точно озаглавлен его новый фильм. И основная интрига здесь, конечно же, не в том, кто из героев – всамделишный турист, а кто – ловко маскирующийся мошенник: сам Доннерсмарк и есть главный турист. Турист по устройству мысли, по способу смотреть на вещи. Доннерсмарковская Венеция снята на пленку как пейзаж для открытки, как набор архитектурно достопримечательных видов, и то, что разворачивается/сворачивается в этой Венеции, не более чем одноразовое зрелище для широкого контингента зевак.
Пополневший Депп, конечно, забавен, но ведёт себя так, словно сам не ожидал от себя таких физических результатов и до сих пор пребывает в шоке. А Джоли с такой самоотверженностью изображает Прекрасную Незнакомку, что становится красавицей не столько писаной, сколько монолитной. Вот эта парочка зачарованных ужинает, оба ежеминутно стреляют глазками, хлопают ресницами, бегают в пижамах и стеснительно рассуждают о канонах шпионского детектива. В то время как за углом одни изображают гангстеров, другие — Интерпол, а Руфус Сьюэлл зловещим призраком прохаживается в толпе, фактически на голом месте навевая страху и таинственности. Пустозвонство и красочное топтание на месте заменяет половину сценария. Но, надо признать, сохранить интригу, этот действительно сильный козырь, Доннерсмарку удаётся не хуже, а, может быть, даже лучше, чем Жерому Саллю. В силу того, что уже ничего от этой банальности не ждёшь.