В фильме Убежище мать-одиночка и практикующий психиатр Кара Джессап ведет тему разоблачения идеи о синдроме раздвоения личности. Но однажды она сталкивается с пациентом, чья болезнь не поддается рациональному объяснению: под личиной обычного человека живет демон, который крадет души мертвых…
Морлинд и Стейн со времен небесталанной, хотя и крайне неровной, «Бури» выправили стиль и в «Убежище» достойно выдержали с первого до последнего кадра – без клиповых обмороков камеры и сценарных падений в грязь лицом – визуальный и сюжетный ритм. Конечно, до «Сердца Ангела», на которое явственно ориентировался при сочинении фабулы Майкл Куни, фильму далеко, однако в своей весовой категории он хорош и вполне способен выдержать несколько раундов под ударами кинокритиков, располагающихся в противоположном углу ринга.
"Убежище" — один из немногих ужастиков новейшего времени, которые честно пугают, а не герметично существуют внутри жанра, жонглируя цитатами. Для любого уважающего себя актера роль психа, меняющего маски, находка, а Джулианна Мур так вообще словно создана для партии жертвы в хорроре. И не важно, кто такие эти покойники, во что они не верили при жизни и зачем их души всосал злой псих. Куда важнее цель, которая оправдывает средства, чтобы в туалет ночью было страшно ходить, а то вдруг там земля изо рта полезет и струпья на спине обнаружатся.
Некоторые эпизоды фильма атмосферно очень близки культовому сериалу «Секретные материалы» (причем не провальным полнометражным версиям, а именно лучшим сериям на ТВ). Здесь также много планов заброшенной американской глубинки, в которой творятся ужасы пострашнее репортажей канала НТВ из российской провинции. Повествование ведется методично, с редкими вкраплениями экшн-сцен (ближе к финалу), но саспенса хватает на все два часа экранного времени. И пусть вас не смущает такое сравнение с телепродуктом – в кинотеатре «Убежище» смотрится еще ярче, чем с экрана телевизора, а то, как сняты большинство сериалов в Голливуде, объяснять не надо – их качеству могут позавидовать почти все российские блокбастеры. Но «Убежище», к сожалению, грешит главным сериальным недостатком – финальной неопределенностью.
«Убежище» довольно уверенно пытается прибиться к прослойке породистых респектабельных триллеров. Ну, знаете такие — они прекрасно выглядят, отлично держат атмосферу и всем перестрелкам и убийствам обычно предпочитают хитро закрученные загадки, в которых герои должны разбираться исключительно силой ума. Играют там, как правило, разные интеллигентные люди — да, вроде тех же Мур и Рис-Майерса, куда уж интеллигентнее. К чести постановщиков, впрочем, «Убежище» и во второй половине выдерживает степенный и правильный ритм — нет никакой интонационной истерики, всё по-прежнему остаётся в нужных жанровых рамках. Если бы ещё идеи у фильма были получше, «Убежище» можно было бы смело заносить в список удачных триллеров категории выше среднего. А так — обычная история: начали за здравие, закончили ни к чёрту.
Отважная Джулианна Мур далеко не впервые встречается с психами и в «Убежище» привычно дает мятущуюся интеллектуалку, чья картина мира терпит существенные потрясения. Заикающемуся же и бледнеющему на ее фоне Рис-Майерсу приходится выворачиваться на экране наизнанку, дабы не уступать партнерше, — и, конечно же, он скатывается в пародию на всех экранных сумасшедших сразу. Вот и сам фильм мешает языческие обряды, жанровые штампы, науку и религию в такую кашу, что разобраться в ней не под силу ни психиатру, ни священнику. Впрочем, стоит ли искать рациональность в картине, в которой души нечестивых католиков забирает монстр, созданный таинственной знахаркой?
Фильм, снятый шведским дуэтом, тоже страдает — возможно, естественным в такой ситуации — определенным раздвоением. Первые минут сорок пять это напряженное и вполне эффектное зрелище: понятно, что оно перерабатывает все клише триллера-про-женщину-психиатра, и понятно, что Кара Хардинг иногда совсем уж бессовестно превращается в Клариссу Старлинг, но ерзать на стуле от этого понимания не перестаешь. Однако как только заканчивается пора загадывать загадки и надо потихоньку на них отвечать, «Убежище» стремительно превращается в довольно дикий эпизод мистического телесериала — с лесными ведьмами, страшными девочками, оживающими легендами и прочей галиматьей.
Оставь авторы побольше неопределенности (то ли вколоть галоперидол, то ли вызвать экзорциста) — могло бы выйти добротное кино про истину «где-то там». Увы, решительно и без малейшего намека на спасительную скандинавскую иронию они превращают картину даже не в растянутую до полного метра серию «Секретных материалов», а в продукцию, на которую можно наткнуться, если включить в ночи телеканал ТВ3, известный как «Настоящий мистический».
Все бы ничего, если бы помимо неплохо продуманного саспенса и визуальных образов в фильме присутствовал ровный сценарий с четкой мыслью. Но фильм, не успев набрать обороты, разбивается об скалу банальных штампов и нагромождения деталей. К сожалению, не спасают фильм и актеры. «Убежище» провалялось год на полке, прежде чем попало в прокат. И, действительно, пусть бы оно и продолжило там пылиться, так как это безмерно и неоправданно затянутый фильм с легко читаемым финалом.