Не забудем, что перед нами всё-таки комедия, и не просто комедия, а сумасшедшая комедия, комедия-перевёртыш, комедия абсурда, если угодно. Собственно, на такой вот изящной перестановке акцентов весь фильм и строится, являя собой лихую цепь «ужасно смешных», или «до смешного ужасных» аттракционов, которые кому-то покажутся даже чересчур трэшевыми. Ну, уж если издеваться над жанром, так делать это с полным ощущением грядущего коммерческого успеха, не особенно заботясь о качестве юмора, смысловой наполненности диалогов и колоритности характеров. Некоторые пользователи IMDB выражают надежду на то, что «Убойные каникулы» имеют шанс приобрести статус культового кино. На безрыбье вполне возможно, почему нет?
В своем полнометражном дебюте режиссер Илай Крэйг уверенно переворачивает с ног на голову все самые главные штампы жанра слэшеров: сказка про маньяка — тут просто сказка, деревенские работяги — просто приехали на рыбалку. И только жертвы как всегда идут на заклание сами. Сам сюжетный ход — поменять местами маньяков и жертв — вроде как лежит на поверхности, но почему-то ни один фильм такого рода сходу не вспоминается. Илай Крэйг эксплуатирует прием далеко не гениально, но вполне уверенно, а Дикого обаяния этой смеси эксцентрической комедии и слэшера добавляет нежный элемент мелодрамы про заниженную самооценку.
Не знаю, что сказали бы по этому поводу психиатры, но на пресс-просмотре «Убойных каникул» в мультиплексе «Формула Кино», открывшемся в ТЦ «Галерея», я смеялась как ненормальная. Несмотря на изобилие кровищи и шуток про манеры не испорченных культурой деревенщин (в переводе Гоблина, кстати). Хотя по перебоям в ритме чувствуется, что режиссер фильма еще неопытен, но его пародия на молодежные ужастики — одна из лучших за последнее время. Уже хотя бы потому; что не скатывается в кривляние, как киносериал «Очень страшное кино». И не играет в постмодерн, как «Крики» Уэса Крэйвена. Картина, скорее, остроумно обыгрывает классические сюжеты о благородных дикарях, сталкивающихся с пороками цивилизованного общества, смеющего при этом звать дикарями их самих. Нешаблонный ход, однако. Отличный дебют, мистер Крэйг!
Такая сюжетная заявка (вокруг двух балбесов пачками мрут по глупости детки, так, что нет никакой возможности объяснить, что убивали не они) тянет в лучшем случае на занятный анекдот — и авторы «Каникул» стараются изо всех сил, чтобы хоть как-то оправдать разворачивание такой истории на полный метр. У них почти получается — подумаешь, что несколько ключевых моментов, на которых держится вся вторая половина фильма, видны насквозь уже где-то минуте к пятой. «Каникулы» ни разу не идеальное кино, но они подкупают своей готовностью заводить хохму весьма далеко.
«Убойные каникулы», пародия на лесные хорроры, взявшая лучшее от «Очень страшного кино» и «Зомби по имени Шон». «Убойные каникулы» продолжили традицию и сделали следующий шаг — вывернули стандартный сюжет фильма ужасов наизнанку и поменяли полюса. Комедия ошибок и положений здесь строится на том, что маньяки — не те, кем кажутся. Потрепанные деревенские качки — милейшие парни, а насмотревшиеся фильмов ужасов подростки, нервно вздрагивающие при виде пилы, готовы развернуть кровавую жатву. В заключение предупредим, что «Убойные каникулы» отнюдь не цирк с зеленой кровью и плюшевыми злодеями, а кино действительно дикое.
Это смешная, простая и эффектная идея — условный хоррор про озверевших реднеков, повороты не туда и холмы с глазами, но только с перевернутыми ролями: безобидная деревенщина спасается от пересмотревших кино юнцов. Режиссер-дебютант выжимает из ситуации все, что можно, поочередно меняя точку зрения. Одни видят в дебильном смехе смертельную угрозу, а в свежевырытой выгребной яме — будущую могилу, другие принимают студентов, натыкающихся на сучья и по ошибке стреляющих себе в лоб, за секту самоубийц. Но можно, как выясняется, не так уж и много — это была бы отличная короткометражка минут на сорок, и как раз по истечении этих сорока минут запал кончается: вторая половина фильма, где за бензопилу берется уже настоящий психопат, выглядит совершенно необязательной.
Калифорниец Эли Крэйг (начавший свою карьеру в кино с трэшпродолжения ужастика «Кэрри», где ему досталась роль второго плана) в своей дебютной картине, снятой в канадской провинции (так дешевле), поначалу действительно остроумно пародирует классические хорроры 70-х и их свежие, снятые по инициативе Майкла Бэя, но без его жовиального духа, ремейки. В какой-то момент Крэйг даже строит слишком умную гримасу, поддевая «Соломенных псов». Но ближе к середине «Убойных каникул» Крэйг немного заигрывается со штампами жанра и сам начинает их успешно плодить.