В фильме Умопомрачительные фантазии Чарльза Свона-третьего рассказана история богатого дизайнера, привыкшего жить в роскоши и получать от жизни всё. Но однажды его бросает любимая девушка и его жизнь начинает резко падать в пропасть.
Роман Коппола, снявший свой второй полнометражный фильм, совершенно точно обладает безупречным вкусом. С такой фамилией и многочисленными крайне деятельными родственниками ему больше ничего не нужно, пусть разбавляет общую картину кинематографических предпочтений своей семьи. В фильме "Умопомрачительные фантазии Чарльза Свона-третьего" есть и лёгкость, и доступный смысл, хотя он мог бы уместиться в хронометраж ещё одной серии "2,5 человека".
Примерами для Копполы послужили фильмы «Весь этот джаз» и «Энни Холл». Режиссер рассказывал, что в «фантазиях» использован и его собственный опыт развода и даже впечатления его друзей – получился вполне себе калейдоскоп мужских чувств. «Бриджит Джонс» для мальчиков – здесь вам еще и споют.
Каждый план «Чарли Свона» длится на секунду-другую дольше необходимого, а музыка, наоборот, раз за разом вступает слишком рано. Набор футболок с веселыми принтами и невероятная картинка на Чарлином авто в таких обстоятельствах отказываются чем-то большим, чем просто предметы обихода.
Влияние Андерсона здесь, конечно, видно гораздо больше, чем отцовское: стилистика, тон, юмор и даже некоторые «вечные» актеры Андерсона, вроде Билла Мюррея, с легкостью перекочевали в «Умопомрачительные фантазии». Эта история о том, что мужчинам, представьте, тоже иногда тяжело дается разрыв: они берут такси, говорят русскому водителю «за икрой!» и, получая в подарок обязательную бутылку водки, приходят под окна любимой в невменяемом состоянии души и тела.
Лента очаровательно вторична и необязательна. Это кино, собранное из тех фильмов, какие любит сам режиссер. Мечта киномана, которому, разумеется, мало одного фильма Тарантино в два-три года. «Умопомрачительные фантазии» легко уживутся с теми, кто любит то же, что и Коппола, но в будущем не помешала бы сюжетная конструкция поувлекательнее.
Дальше фантазий действие в фильме не заходит, но фантазии действительно умопомрачительные, настоящие мини-представления — красочные, остроумные и абсурдные. Другое дело, что нанизаны они на какую-то хрупкую и бестолковую сюжетную линию, в которой мало что понятно и мало что имеет смысл.
Эта любовь к декоративно-прикладному творчеству, увы, не идет фильму на пользу. Он стопорится, отвлекается. Автотерапия героя не получается универсальной, не захватывает зрителя, оставаясь фактом трогательным, но не на протяжении полутора часов. Развитие и героя, и фильма в итоге заменяет череда не слишком удачных и порою бессмысленных гэгов
Большее доверие и уважение в этом фильме вызывают все-таки не словесные излияния, а прямое действие, желательно противоправное,— когда герой разбивает урной стеклянную дверь издательства, отвергшего рукопись его сестры (Патриция Аркетт), или покупает у русского таксиста за $800 огромную банку белужьей икры и, немного отъев прямо в машине, прибывает с ней на рождественский праздник, где гвоздем культурной программы становится кукла-марионетка в виде все того же Чарли Свона, в чей мозг режиссер нас так толком и не пустил, вероятно, испугавшись, что внутри все будет не так радужно, феерично и экстравагантно, как снаружи.
Коппола то ерничает, то пускает слезу, а в результате получаются какие-то «Восемь с половиной» силами областного драмтеатра. Артистическое высказывание, за которым нет артиста. В фильмографии отца было нечто отдаленно похожее — обанкротившая его в начале 80-х картина «От всего сердца», но трагическая разница состоит в том, что Фрэнсис Форд перед этим поставил «Крестного отца» и «Апокалипсис сегодня».
С содержательностью у него вообще скудно: кроме отчужденности влюбленных поднимаются еще две темы, и обе – более чем избитые. Первая: бесцельная жизнь – не беда, если ее проживать ярко и экстравагантно.