Искренне убеждаешься в том, что Кен Лоуч снял одну из лучших своих работ, всего лишь исходя из предпосылки, что футбол в Англии – это больше, чем футбол и даже вид спорта. Кантона, чью фамилию рефреном повторяют десятки тысяч болельщиков, распевая своеобразный гимн «Манчестера Юнайтед», выступает своеобразным светочем или, точнее, символом света в конце тоннеля – подобно тому, как Дэвид Бекхэм знаменовал собой радостное будущее для прекрасной юной индианки из фильма Гуриндера Чадхи. Эрик, конечно, полюбопытствовал у кумира о впечатлениях от игр и самом памятном моменте, связанном, как выяснилось, не с голом, а с результативным пасом, – но главное всё же в другом. Народный герой не просто позволяет Бишопу по-новому взглянуть на собственную жизнь, обретя внутреннюю силу, о которой тот и не подозревал, но и открывает великую истину – о возможностях, щедро даруемых реальностью человеку, в каком бы безвыходном положении он ни находился.
Кантона — это веселая персонификация внутреннего голоса, который убеждает героя перестать врать самому себе, а вместо этого хоть что-то сделать. То, что происходит с Эриком под воздействием разговоров с футбольным кумиром, хоть и напоминает банальное «надо только поверить в себя, и все получится», остается в рамках лоучевского соцреализма. Эрику не повышают зарплату, любимая женщина не собирается кидаться в его в объятия. Как и в жизни, бандиты здесь — невменяемые уроды. Надо только помнить, что вообще-то их мало, гораздо меньше, чем фанатов «Манчестера».
Проблему футбола как более универсального, чем даже кинематограф, средства для придания жизни смысла, Кен Лоуч уже поднимал в своей короткометражке из альманаха "У каждого свое кино". Во-первых, мы не уверены, стоит ли тратить два часа на фильм, не прибавляющий к десятиминутному сюжету того же автора и на ту же, в общем, тему решительно ничего нового. Во-вторых, памятуя о старых достижениях Лоуча, высидеть первый депрессивный час, пока он строит из себя сурового режиссера-социалиста, притом больше по инерции, чем по призыву сердца, также проблемно, как и развлекательный второй, где он строит из себя клоуна. По отдельности цирк и социализм еще худо-бедно смотрятся, но вместе представляют собой довольно мизерабельное зрелище. А если к ним прибавляется футбол — то просто устращающее.