События фильма Воды слонам! происходят во времена Великой депрессии. Студент-ветеринар Якоб бросает учебу после того, как его родители погибают, и присоединяется к «Benzini Brothers», самому грандиозному цирковому шоу на Земле. Там он начинает работать ветеринаром, а заодно и влюбляется в прекрасную наездницу Марлену, которая, правда, замужем за Августом, харизматичным, но жестоким дрессировщиком.
Френсис Лоуренс – несомненно талантливый постановщик. Взявшись за экранизацию классического бестселлера, он фактически бросил вызов самому себе, так как ему предстояло передать атмосферу 1931 года, попробовать более-менее достоверно показать быт цирка того времени и развернуть на фоне всего этого классическую любовную историю. Сразу скажем, что с последним он справился на отлично. Когда за дело берутся такие мастера романтической мелодрамы, как Роберт Паттинсон и Риз Уизеерспун, можно ожидать хорошую химию. Нет, разрядов между ними не пробегало, как, к примеру, между Лео ДиКаприо и Кейт Уинслет в «Титанике» (это в основном по вине Эдварда Каллена), но было очень похоже.
Никто не отрицает, что фильм сняли преимущественно для представительниц прекрасного пола и даже с самого начала успокоили: дорогие девушки, повторения трагедии с толстушкой, занявшей все свободное пространство на спасательной двери, не будет, глядите, главный герой дожил до вступления. Любовь-морковь тут центральная схема, разыгранная между слегка буратинистым, но румяным протагонистом, амбивалентной героиней и припадочным антагонистом. Треугольник получился вполне недурственным, особенно на фоне того, как вкусно мистер Лоуренс показывает воссозданный им мир бродячего (в смысле, катящегося по железнодорожному тракту) цирка во времена Великой Депрессии.
Всё-таки чем-то фильм цепляет! Потому что актерские работы вкупе с режиссурой поднимают эту историю до уровня притчи о жизненном выборе. Роберт Паттинсон принял меры к тому, чтобы не ассоциироваться только с вампирёнышем бледным со взором горящим, — и довольно успешно. У Риз Уизерспун роль достаточно «мебельная» — но свою задачу она тоже выполняет, не сваливаясь в мелодраму и не включая «блондинку в законе». Отдельная песня — Кристоф Вальтц в роли Августа! Одновременно обаятельный и отвратительный, Август то восхищает волей и харизмой, то возмущает цинизмом и жестокостью, а то вдруг вызывает жалость к этой опустошенной душе, уставшей от жизни и утратившей способность любить... Ну и когда вместо пресловутой собачки вам предлагают целую слониху, вытворяющую на экране чумовые фокусы, а на ней верхом еще и Риз в смелых одежках — зрелище стоит того, чтобы прогуляться до кинотеатра!
«Воды слонам», фильм про странствующий цирк времён Великой депрессии, выполнен в режиме размашистой, абсолютно чистосердечной ретро-мелодрамы. Со всеми вытекающими - неспешный ритм, сочные краски, широкие мазки. Благостная сентиментальность, дородный саундтрек, где проникновенное пианино аккуратно чередуется со вспухающими надрывными скрипками. Видимо, мудрости Лоуренсу пока не хватает. Именно из-за этого «Воды слонам» - яркое эпическое полотно, обладающее всеми формальными признаками большого кино, этим самым большим кино так в итоге и не становится.
В основу нового фильма Лоуренса и легла популярная дамская книга Сары Груэн, которую хвалят за достоверный портрет эпохи и ругают за мелодраматический пляжный формат. От необязательного характера последнего не удалось избавиться и в экранизации. Что же до визуального ряда, то он работает на воссоздание атмосферы 30-х годов прошлого века, и, несмотря на то что цирковых номеров в картине всего парочка, посмотреть тут есть на что, даже если вы терпеть не можете Роберта Паттинсона: шикарные костюмы, аскетичные, в общем-то, декорации и буквально разлитая по кадру меланхолия по давно ушедшей фактуре.
По сути своей, Лоуренс не стал изобретать для своего фильма какой-то особой атмосферы, с места в карьер спроецировав главгероя пиксаровского мультфильма «Вверх» на главгероя слоновьей мелодрамы. Фотографическое сходство, характер, палочка-ходунок, в итоге мы имеем полуторачасовую версию того самого оскароносного открывающего эпизода с историей жизни Карла Фредрексена в исполнении Роберта Паттинсона. Последний, к слову, в отдалении от вампирских рыданий, неожиданным образом умеет играть, но ощущение мелодрамы вместо драмы и цирка вместо трагедии от этого не ослабевает. В итоге же получилось фактурное, серьёзное, вроде бы ничуть не фальшивое, но поверхностное во всей своей немудрящей философии художественное произведение про любовь. А хотелось всё-таки чего-то более весомого и чего-то менее вторичного.
Эта историческая мелодрама, сценарий которой написал Ричард ЛаГравенес по бестселлеру Сары Груэн, очень напоминает телефильмы, идущие в дневном эфире по будням. Разница в том, что в телевизионных поделках неизменно занят народ из снятых с производства сериалов, а данный цирковой номер имеет солидный бюджет. Это трагическое повествование об обмане, иллюзиях, жестокости, убийстве и, конечно же, тайной любви. Злоба и брутальное насилие соседствуют с попытками пробудить магию цирка, но эти усилия неубедительны и полны отчаяния. Да, молодые парни давно минувших дней вполне могут мечтать об оргиях с исполнительницами экзотических танцев и пьяными карликами, однако и эти красочные вспышки веселья странным образом безрадостны, и даже любовная линия кажется столь же притворной. Паттинсон играет главного героя в свойственной ему сдержанной манере, и его пылкий, чувствительный молодой Джейкоб вызывает симпатию, поскольку лишь начинает свое долгое путешествие длиной в жизнь.
«Воды слонам» с Робертом Паттинсоном – американская подделка под болливудский канон, прикидывающаяся цирковой мелодрамой. Все внимание режиссера — главным героям, и к тому даже располагают актеры, но, увы, не доставшиеся им роли. Банальность сказки можно спасать карнавалом, но Лоуренс так сосредоточенно иллюстрирует не слишком сложную любовную линию обязательными подозрением, ревностью, слишком чувственным для коллег танцем, что совершенно забывает о цирке. Потенциально богатый мир оборачивается тряпицей с условным фоном, а слониха окончательно превращает историю в сильно выцветший болливудский канон: ладный юноша без страха и упрека должен спасти принцессу из лап злого раджи.
Фильм режиссера Фрэнсиса Лоренса поражает своим странным (и не особенно понятным даже после просмотра) названием, но помимо этого упорно старается не поразить больше ничем. Экранизация нашумевшей в Америке романтической мелодрамы про странствующий цирк времен Великой депрессии достигает почти невозможного, не создав за весь сеанс ни одного момента, когда сердце радостно замирало бы от цирковой или железнодорожной романтики, — в сухом остатке остается одна только сопливая мелодрама, мало отличимая от десятков других.
Хотя именно наличие цирковой атрибутики спасает незамысловатую историю любовного треугольника «он, она и ее злой муж», делая ее более красиво и романтично обставленной, авторы фильма совершенно этим не пользуются. Столь атмосферное явление, как быт цирковых артистов здесь совершенно не «играет». Казалось бы, сколько интересных ситуаций можно придумать, сколько романтики и приключенческого духа можно взбудоражить в зрителях, когда действие происходит в цирке… Но, увы, за исключением одной сцены с натягиванием цирковых шатров в чистом поле прогона мурашек по спине на почве цирковой романтики не случается вообще. Сюжет продолжает не торопясь двигаться к финалу, перебирая четырьмя лапами и явно прихрамывая на одну из них – Роберта «Сумерки» Паттинсона, который хоть и улыбается и трогательно общается со слонихой, но актерски все равно не вытягивает не то что фильм – даже свою не Бог весть какую сложную роль.
Лента распадается на какие-то маленькие зарисовки из нелегкой жизни клоунов и акробатов, которые, жонглируя заезженными трюками и клише, выходят на передний план, заслоняя романтическую мелодраму. От чего невыносимо жалко профессионально кокетничающую Уизерспун, которая на протяжении фильма умудряется примерить на себя почти всех голливудских старлеток 30-х, а в лучшие моменты даже напоминает Любовь Орлову, но в ответ на свои старания получает только пшик и неловкие домогания Паттинсона. В фильме, как будто напрашиваясь, среди прочего рассказывают еще и старую цирковую историю про бегемота в формальдегиде: когда живший в бассейне бегемот сдох, воду заменили на формальдегид и потом еще две недели возили по городам и весям и показывали наивным зрителям. С фильмом кажется произошло что-то подобное: в нем все кроме Вальца и закольцовывающего повествования Хэла Холбрука сдохло - залили формальдегидом и теперь две недели будут возить по городам и весям и показывать наивным зрителям.