События фильма Воины света происходят в недалеком будущем, когда из-за страшной эпидемии почти все люди превратились в вампиров, а на оставшихся охотятся как на зверей ради их крови. С каждым днем людей становится все меньше, вампиры начинают от голода правращаться в жутких монстров и пытаются найти заменитель крови. У человечества остается последний шанс - группа ученых, которые близки к разработке невероятного оружия против вампиров.
Что ж — братьев Спиригов можно поздравить. Конечно, вампиризм как смертельная болезнь, передающаяся кровяным путем, — тема не новая. Но представить себе не отдельную популяцию, а целую цивилизацию вампиров — такого, кажется, никому в голову еще не приходило (если не считать карикатурных вампиров с планеты Дракулон из идиотского кинокомикса «Вампирелла»). На сей раз вампирско-постапокалиптическая картина мира впечатляет проработанными деталями (чего стоят бистро, в которых подают кофе с кровью!), а дизайн местами приятно напоминает готик- комикс-хоррор-рок-киношедевр «Рипо! Генетическая опера». Крепкая режиссура, умело сочетающая драматические эпизоды, пулеметный экшн и кровавый хоррор вполне на высоте.
Чем подкупают «Воины света» буквально с первых же кадров, так это картинами мира, где большая часть населения (в результате распространения нехорошего вируса) превратилась в вампиров: они пьют кровь, боятся осиновых кольев и солнечного света и живут вечно. Однако при этом, в отличие от собратьев по несчастью из фильма «Я – легенда», они не потеряли разум и создали достаточно эффективно функционирующее общество, отличающееся от современного человеческого лишь деталями, в которых, как известно, и кроется дьявол: машины с радикальным тонированием и внешними видеокамерами «для дневной езды», уличные кафешки, предлагающие двадцатипроцентную кровь, крытые переходы между офисными зданиями для дневных перемещений, лаборатории, где людей содержат исключительно в качестве дойных коров… Выглядит правдоподобно, остроумно, а местами и просто очень здорово.
Если удивлять — почетный долг и священная обязанность любой фантастики, то "Воины света" с этим справились. Детальная проработанность вампирской цивилизации, от тюнинга автомобилей для дневных поездок до стадий деградации голодающих в инфернальных бомжей, просто поражает, мало кто способен так настойчиво думать о повседневной культуре упырей как снявшие эту историю браться Спириг. Но главное достоинство фильма появилось не от большого ума и не от большого таланта, а из необязательной детали. Братьям Спириг удалось ухватить суть отличия человека от упыря — упырь может быть хорошим, человек может быть плохим, но человек может сидеть на солнышке и смотреть на восход, а упырь горит ясным пламенем. Человек — живой, упырь — мертвый. Небольшая, вроде, разница, особенно учитывая, что мертвецам живется совсем неплохо. Но когда в "Воинах света" восходит солнце, почти физически чувствуешь его теплый свет на лице и счастливо понимаешь — живой.
Перед нами, наверное, первый научно-фантастический, я бы даже сказал, научно-медицинский фильм про вампиров. Никакой вам мистики, никакой религии, полное отсутствие в кадре распятий и святой воды. Режиссёры хотели поразить зрителя необычностью жанра, завернув привычный вампирский триллер в сайенс-упаковку. Впрочем, не стоит беспокоиться и любителям кровавых сцен, их есть и в изобилии. Кровь льётся рекой, руки, ноги, головы отгрызаются с пугающей регулярностью, одним словом всё согласно классике жанра. Таким образом, зритель получает сразу два продукта: вполне себе интеллектуальный чуть ли не артхаус и такой же солидный вампирской трэшак. Сочетание более чем смелое. Но, как оказалось, удачное.
Поначалу «Воины света» вызывают нервные смешки. Первый – потому что героя-гематолога зовут Эдвард и происходящее сразу выглядит издевательством над вышеупомянутой вампирской эмо-сагой. Второй – потому что вампирское кино давно не было таким в хорошем смысле жутким. «Воины света» лишь прикидываются вампирским фильмом, на самом деле оказываясь непривычно серьезной антиутопией. Кровососы – не более чем удачный образ. Ну а то, что здесь делают с уважаемыми и заслуженными актерами вроде ветерана Сэма Нила, и правда лучше разок увидеть. Если, конечно, нервы позволят, так как по уровню оправданной жестокости «Воины света» тоже оставили конкурентов на их стерильной обочине.
Из всех крупнобюджетных фи человечеству, так заполонивших кинотеатры в 2009-м, Спиригам особенно близок по духу «Геймер», другого дуэта, Невелдайна и Тейлора: и в этом недалеком будущем кровожадность – не порок даже, а очередной каприз плюс иногда возможность наживы. При этом «Воины света», хоть и попадают под категорию сатиры на современность, не особо ударяются в морализаторство. Это в первую очередь бойкий триллер с яркими деталями, и главная из них Итан Хоук, первую половину фильма играющий классического персонажа фильма-нуар, вторую – почти классического яппи в опасности, и уже за скобками становящийся супергероем. Благодаря нему «Воины» ровно идут от одной красивой сцены к другой, немного буксуя в середине, чтобы в финале нехитрую мысль о том, что человек и вампир различаются только количеством выпитой крови, вывернуть довольно неожиданным и обидным для человечества образом.
«Воины света» – красочная иллюстрация к известной советской оздоровительной поговорке: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». Даже на вампиров сочетание этих трех стихий воздействует благотворно, превращая и самого неисправимого носферату обратно в человека. Вообще, братьям Спириг никак нельзя отказать в остроумии: кажется, они первыми додумались до той мысли, что не только вампир заражает человека вампиризмом, но и человек заражает вампира человечностью, причем не в каком-то там духовном смысле, а в предельно биологическом. Быть человеком – это, строго говоря, заразно. Впрочем, остроумие братьев Спириг распространяется не только на физиологию: «Воины света» полны колоритной социальной иронии. Братьям Спириг, конечно, нужно было оставаться в русле этой восхитительной социальной сатиры и не вмешиваться в вопросы любви и милосердия, где они явно не слишком сильны. Авторы «Воинов света» еще не настолько изощрили свой талант, чтобы гармонично сочетать муки совести и стрельбу из арбалетов по легковоспламеняющимся вампирическим туловищам. На фоне последней был бы гораздо уместнее Лесли Нильсен, нежели патетическое оплакивание покусанных родственников.
Если попытаться абстрагироваться от того, что социальные аллегории этой занятной антиутопии позаимствованы из телесериала про «Настоящую кровь», а неумелые игры в элегантный дизайнерский нуар произрастают из странного стремления братьев Спиригов походить на сестер Вачовски, картина производит довольно приятное впечатление. Первый час «Воинов света» представляет собой довольно остроумную комедию, второй — стерильный трэш с разорванными в клочья головами и литрами пурпурной жидкости. Режиссеры совсем некритично грешат тем, что случается со многими приглашенными талантами, у которых непривычные бюджеты вызывают состояние ступора. Соглашаясь на столь большой кусок, братья Спириги не задумались над тем, смогут ли проглотить его не поперхнувшись: в итоге из страха перебрали чужих визуальных красивостей, но не добрали во всем остальном.
К сожалению, братья Майкл и Питер Спайриги не оправдали надежд, хотя в заокеанском кинопрокате картина стартовала сравнительно неплохо и заслужила по преимуществу положительные отзывы со стороны публики. К сожалению, всё портит высокопарность и откровенная надуманность главного драматургического конфликта. Позаимствованные Элвисом у своего великого тёзки слова о правде, подобной солнцу, от которого можно заслониться, но которое от этого – вовсе не перестанет существовать, остались для Майкла и Питера недостижимым идеалом. Стремление Далтона назад, к пока не забытой людской натуре, показано Этаном Хоуком настолько неестественно, что ни о какой правде человеческих характеров говорить не приходится.