Фильм Война Анны представляет собой российскую военную драму, где жуткие события преподносятся через призму взгляда ребёнка. Картина была номинирована на Кинотавр 2018, где получила Специальный диплом жюри, а также в 2019 выиграла две из четырёх номинаций - Лучший фильм и Лучший режиссер на премии "Золотой Орёл". Постановщиком выступил Алексей Федорченко (Овсянки, Ангелы революции) по сценарию написанным им вместе с Наталией Мещанинова (Аритмия, Сердце мира).
Действие развернётся в военное время, где после массового расстрела чудом выживает закрытая телом матери маленькая девочка Анна. Вся её семья погибает, а она вынуждена скрываться от войск врага в старом камине, прятаться ото всех и наблюдать за происходящим вокруг из своего укрытия. Ей предстоит в течение двух лет не просто выживать, прячась от немцев, но и сохранить в себе человечность благодаря воспоминаниям о родных и близких, а также одному другу, помогающему справиться с полным одиночеством. Война показана глазами еврейской девочки, демонстрируя зрителю все ужасы и трудности того исторического периода.
Актёрский состав фильма возглавляет Марта Козлова, сыгравшая в картине главную роль. Музыку написали Владимир Комаров и Ацуо Мацумото, а среди продюсеров числятся Андрей Савельев (Довлатов, Под электрическими облаками) и Артём Васильев (Бумажный солдат). Рейтинг возрастного ограничения этой российской военной драме выставлен 12+. Дата премьеры в России должна состояться в кинотеатрах РФ ко Дню Победы, 9 мая 2019 года.
Федорченко бесстрашно и в одиночку, подобно своей Анне, вступает в битву на стороне меньшинства. Его фильм — его карта. Его право, его воля, его сила воткнуть флажки туда, куда он пожелает. Нарисовать собственную границу, одержать собственную победу.
Искусство сроду не врачевало никаких язв — даже несколько минут живого сердца в наше время бесконечная ценность. Такая же, как умение пользоваться запрещенными приемами, создавая почти магическое кино.
Режиссеру Федорченко удалось создать болезненный фильм, заставляющий не только плакать навзрыд, но и пропустить через себя события кровавого 1941-го истерзанными глазами загнанного в камин ребенка.
«Война Анны» — лучший аргумент в защиту детей-актеров, о которых принято считать, что они способны лишь органично существовать в кадре, не более.
Жуткая реальность оборачивается страшной сказкой, в которой героиня становится «маленьким привидением», стремящимся вернуться в мир живых. А внимательный киноман углядит в фильме цитаты из картин на схожую тематику — в первую очередь «Лабиринта Фавна» и «Пианиста».
Картина Федорченко передает уникальный опыт переживания войны, подчеркнутый глазами беззащитного ребенка. Небольшой хронометраж не позволяет «Войне Анны» раздавить зрителя, а паузы с затемнением, возникающие между каждой сценой, удерживают нужную дистанцию между зрителем и фильмом.
Это очень простой и понятный даже ребенку фильм, который воспринимаешь непосредственно, без толкований символов. При этом в нем так много поначалу незаметных деталей, что его можно не раз пересматривать и поражаться.
Все эти лишения и испытания копятся и закипают, переплавляясь в злость и закаляя дух, в маленьком тельце — бессильном перед лицом гигантской человеческой мясорубки. Пока, наконец, не изливаются в одну ненавистную точку на карте.
Главные достоинства снятого на основе реальных событий полотна – завораживающая игра главной актрисы Марты Козловой, которой на момент съёмок было шесть лет, операторская работа Алишера Хамидходжаева («Бумажный солдат», «Аритмия»), метафоричность кадра, атмосфера медленно надвигающегося ужаса и режиссура.
Минималистичная, камерная, но монументальная, напряженная и жуткая, сказочная и реалистичная одновременно, неформатная, но на голову выше любых «Танков», совершенно магическая и виртуозно поставленная.
Козырь «Войны Анны» не в том, что, как в «Сыне Саула», ужасы войны тут вынесены в спасительный расфокус; фокус в том, что весь массив знаний о Второй Мировой содержится не на экране, а у зрителя в голове.
Война превращает живых людей в привидений, в бессловесные тени, но эти привидения могут мстить.
Строгий формалистский подход Федорченко к потенциально бесстыдной теме — ребёнок, война — ограждает его от типичных проблем ценой того, что редко даёт о себе забыть.
Глубоко гуманистический фильм о том, как человек старается сохранить в себе человеческое в нечеловеческих условиях.
Кинематографическая наивность, подчеркивающая взгляд на мир маленькой героини, скоро сменяется емкой простотой, которая звучит точнее и звонче всей патетики, которая обычно свойственна военному кино.
У «Войны Анны» еще одно важное достоинство – хронометраж: картина длится 75 минут, но она очень плотная, концентрированная, здесь нет ни одной провисающей сцены.
Вынесите за скобки оккупацию, и это кино превратится в метахоррор, историю о призраке, который выходит ночью из своего убежища и осматривает пустынные владения.
Фильм больше увлечён собственным материалом, чем какими-либо авторскими интерпретациями, он целиком построен из нехитрых скетчей, простого набора целей и их решений, связанных с борьбой героини за свою жизнь.
Высоко гуманистическая и документально обличительная драма детства, искалеченного войной, похожа скорее на зарисовку, чем на законченную фундаментальную работу, каковой «Война Анны», без сомнения, имела потенциал стать.