Фильм Волк расскажет о молодом парне, уверенном, что он волк, запертый в человеческом теле. Дабы побороть его звериное сознание, его содержат в специальной клинике вместе с другими пациентами схожих случаев. Но знакомство с юной девушкой, именующей себя Дикой Кошкой помогает ему раскрыться, заручиться уверенностью в себе принять звериную сущность и открыть абсолютно новые горизонты.
Поставила эту триллер-драму по своему сценарию Натали Бьянчери. Продюсерами картины выступили Джесси Фиск, Джейн Дулан и Эйлиш Брекен. За визуальный ряд и операторскую работу здесь отвечает Михал Дымек, за монтаж Андонис Траттос, художниками выступают Джо Фолловер и Элисон Бирн, а музыку сочинил Стефан Весоловский.
Актёрский состав картины в главных ролях представляют Лили-Роуз Депп (Тихая ночь, Трафик, Танцовщица) и Джордж Маккэй (1917, Офелия, Обитель теней). Компанию им здесь составили Пэдди Консидайн (Новая эра Z, Макбет, Гордость), Терри Нотари (Зов предков, Планета обезьян: Война, Племя), Фионн О’Ши (Последствия), Мартин МакКанн (Три секунды, Убить Боно), Лола Петтикрю (Дублинские дебоширы), Сенан Дженнингс (Вивариум), а также здесь снялись: Айлин Уолш, Хэлен Биэн и другие артисты.
Дата премьеры в России назначена в кинотеатрах по стране со второго июня 2022 года. Прокатчиками на территории РФ выступают компании «Артхаус» и «Magic Film Company». Хронометраж заявлен в девяносто девять минут, что вместе с титрами немногим более полутора часов экранного времени. А маркировка возрастного ограничения в нашем прокате триллеру присвоена с пометкой 16+
Если вы ждете от фильма бодрого темпа, неожиданных поворотов и яркого юмора — «Волк» все же не для вас. Это медленная и слегка безумная драма, построенная на игре нескольких харизматичных актеров, фантасмагоричном, но очень жизненном сюжете и чисто человеческой трагедии. Пусть даже главный герой — волк.
Проблема в том, что насколько бы красноречиво гротескной ни была каждая следующая сцена, этого все же недостаточно. Потому что инстинктивная эмпатия и полунамеки — не всегда надежные проводники. Судя по интервью Натали Бьянчери, примерно так все и задумывалось еще до «смерти автора».
Многие идейные пассажи звучат убедительнее в этом тексте, а не на экране: зооантропия так и остается зооантропией и не доходит до нормализации любой инаковости и уязвимости. Хореографически выстроенные сцены дрессировок, побегов и наказаний превращаются в обзорную экскурсию по центру реабилитации. Бьянчери от первоначального документального замысла унаследовала созерцательную позицию, поэтому и кино превращается в эфир «В мире животных». Драматургия уходит на дальний план, повествование отдано на откуп чутью, эмоциям, вспышкам агрессии или страсти.
Проблема в том, что фильм Натали Бьянчери, который активно сравнивают с «Лобстером» Лантимоса и «Пролетая над гнездом кукушки» Формана, как будто и не определился с собственной идентичностью. Ни в нарративном подходе, напоминающем десятки сюжетов о заключенных влюбленных (вроде недавнего «Поклонения»), ни в визуальном ряде, который противопоставляет геометрии кадра в клинике — тонущий в расфокусах первородный взгляд на лоне природы, как примерно любая картина о стремлении на волю.
Ни старания оператора, ни актерские работы не дают аудитории приблизиться к героям «Волка», начать им сопереживать. Возможно, дело в том, что сценаристка и режиссер Натали Бьянчери даже и не пытается рассказать историю: ее цель — фильм-притча, который просто обязан донести до зрителей определенную мысль.
«Волк» же по-звериному серьезен. Вязнет в местами отталкивающей, когда дело доходит до пыток, местами притягательной, когда на экране сплетаются в животном «танце» волк и кошка, телесности. Скатывается в морализаторство, когда на экране появляются родители, на поводках приводящие своих отпрысков в зоопарк.
Стараясь уместить в свой фильм это все и еще немножко сверху, Бьянчери в конечном счете не предлагает ничего, кроме упрятанного под слоем многочисленных иносказаний нехитрого вывода о том, что на свободе живется лучше, чем в клетке. Вопрос, стоит ли ради этого становиться пандой или лошадью, остается непроясненным.
Лантимос — режиссер, придавший слову «странный» десяток новых измерений. В «Волке» главный ужас таится в том, что человека насильно пытаются привести к нормальности, сделать похожим на «обычных людей»; в «Лобстере» или «Клыке» Лантимоса происходило то же самое, но понятие нормы было изначально сдвинуто. Герои Натали Бьянкери — подростки, страдающие от дисфории. У Лантимоса от дисфории страдает весь мир. От этого любой хоррор Лантимоса кажется таким невыносимым. И таким смешным.
Притчевый посыл тоже бьет мимо цели. Не получается воспринять зверскую ипостась героев как метафору: ведь мы же знаем, что кошка — не истинная сущность, а способ убежать от детской психотравмы! Ну а в финале не столько радуешься освобождению героя, сколько прикидываешь, как долго протянет человек, решивший жить как волк в диком лесу.
Проблема фильма, однако, в том, что сценарий беден на события, а отношения главных героев тоже развиваются очень неторопливо. В результате «Волк» начинает проседать, как только обозначается расстановка сил, и уже к середине фильма кажется, что сказано и показано все что можно.