В фильме Ворон показаны последние дни жизни Эдгара Алана По, помогающего в расследовании убийств, совершённых психопатом по его книгам
Так что же такое фильм «Ворон»? Этот мистический триллер – послание нам от американских кинематографистов. Это развернутая метафора жизни и гибели великого человека, который творил для людей и погиб ради них, оставшись верен своему служению гениального художника. Служению нам. Своим читателям.
Как итог, перед нами удачный стилизованный триллер с примесью фатализма и мистики, до последнего момента скрывающий от нас имя настоящего убийцы. Степенная операторская работа, классическое музыкальное сопровождение, яркие актерские роли и диалоги, отдающие дань уважения Золотому Веку Голливуда и литературе девятнадцатого века, – все это подчеркивает условность и альтернативность сюжета. И если вы любите Эдгара По, захватывающие детективы и красивые декорации, то это кино для вас!
«Ворон» – не антикварное чучело, а живая птица с собственным голосом; в фильме ощутима некая повествовательная плотность, которая не дает ему превратиться в чисто развлекательный проект наподобие «Видока» или, в меньшей степени, «Из ада». Джеймс МакТиг, прекрасно себя проявивший в «V значит вендетта», мог бы повторить свой успех и на этот раз, попади к нему в руки более насыщенный материал – но при определенной сноровке можно выжать сок и из сухофруктов.
При отличной актёрской игре, фильм наполнен символами и аллегориями, которыми были наполнены произведения самого По, есть даже своеобразные отсылки к Гофману. Всё переводят «Ворона» из разряда бессмысленных ужастиков, в число своеобразных, в какой-то степени интеллектуальных, картин. Конечно, создатели фильма подошли к вопросу влияния судьбы автора с характером его произведений странным путём, но фильм заставляет задуматься и уж точно лучше открыть для себя творчество Эдгара Аллана По.
Эстетам – красивая картинка, интеллектуалам детектив-загадка, любителям триллеров – напряжение в течение всего фильма, экшеноманам – погони, стрельба и поножовщина, женщинам – любовь и симпатичные актеры. И самое главное. Думаю, что те, кто до сих пор не был знаком с творчеством Эдгара Алана По, после просмотра «Ворона» захотят прочитать его произведения. И откроют для себя прекрасный и ужасный мир американского гения.
Триллер «Ворон» удачно представляет редкое жанровое направление. Его закрученный детективный сюжет разыгрывают по ролям опытные актеры во главе с Джоном Кьюсаком, который сделал своего героя, прежде всего, живым человеком, коему свойственны страхи, увлечения и даже эмоциональные срывы. Возможно, от самых последних секунд финальной развязки вполне хочется ожидать чего-то большего и даже не столь скоротечного, но все ей предшествующее вполне компенсирует это упущение.
«Ворон», конечно же, чистое безобразие, но безобразие особого рода, настолько искреннее в своем идиотизме и завораживающее собственным бесстыдством, что ему хочется верить. Объект равнозначен субъекту — По доживал свои дни в алкоголическом бреду, обстоятельства его смерти до сих пор остаются туманными. МакТиг не ставит целью рассказать о своем герое что-то новое или досконально воссоздать его биографию, несмотря на то что Кьюсак периодически начинает разговаривать цитатами из его писем и произведений.
«Ворон» можно смотреть всем, он будет интересен для любителей интеллектуальных детективов, мистификаций ,поклонникам Эдгара По и тем, кто вообще не знает кто это такой.
Давно, признаться, не приходилось видеть столь искусный, крепко сделанный жанровый образчик. И всё же ход расследования, в которое невольно вовлекается общепризнанный основоположник подобных произведений, составляет лишь первый, поверхностный слой повествования. Уже во вступительном плане с вороном, парящим над головой сочинителя, уединённо сидящего на скамейке в парке, обнаруживает себя параллельный, иносказательно-метафизический пласт.
Есть тут и опускающийся с потолка топор-маятник, отрезанные головы, бал-маскарад и прочие ударные места главных произведений американского писателя, так что глубокоуважаемые пуристы непременно заклеймят ремесленника МакТига за то, что тот чужими аллегориями подпирает свой незамысловатый детективный каркас.
"Ворон" Мактига — конечно, не новый взгляд на творчество По. Просто хороший триллер. И это совсем не плохо. К тому же через неделю выходит фильм "Между" Фрэнсиса Форда Копполы, в котором современный писатель расследует убийства при помощи призрака все того же Эдгара По. Можно считать, что Мактиг готовит для него почву.
Джон Кьюсак, съевший уже не одну собаку на ролях писателей «на грани», великолепен в образе По. Пожалуй, единственный минус — выглядит слишком уж бодрячком для болезненного гения... А единственная серьезная претензия — какая неожиданность! — к создателям дубляжа, умудрившимся взять один из самых неудачных переводов стихотворения «Ворон». Ну, хоть фрагменты рассказов звучат в знакомых с детства «канонических» переводах — и на том спасибо!
Как ни смешно, эта история отчасти правда: Эдгар Аллан По и впрямь страдал алкоголизмом, а обстоятельства, однажды приведшие его на улицы Балтимора в невменяемом состоянии, до сих пор неизвестны. Нафантазировать здесь можно было что угодно, но сценаристы особо не мудрствуют: мешая биографию писателя с сюжетами его рассказов, они сочиняют довольно стандартный триллер в готическом антураже.
Режиссер Джеймс МакТиг («V значит Вендетта», «Вторжение») составил триллероподобный винегрет из готических рассказов Эдгара По, смачно приправив его кровавыми лужами, продуктами вивисекции и агрессивным вороньем. Несчастному литератору, причины смерти которого действительно не до конца прояснены, приходится коротать свои последние дни, преследуя неуравновешенного психопата, начитавшегося «Падения дома Ашеров», «Маски красной смерти», «Тайны Мари Роже» и других мрачных историй его сочинения.
Если последние лет десять-пятнадцать вы провели не в глухом лесу, закрытом бункере или открытом космосе, то «Ворон» едва ли сможет вас по-настоящему взволновать, поразить или напугать, да и вообще произвести хоть сколько-нибудь сильное и длительное впечатление. Вместо этого он дарит почти два часа интересного, качественного и довольно захватывающего зрелища, пусть и начисто лишённого как индивидуального вкуса, так и послевкусия. Впрочем, и это уже немало.
«Ворон» не без помощи уверенно солирующего здесь артиста Кьюсака изо всех сил пытается играться в респектабельный готический детектив. Но детектив — жанр неспешный и размеренный, он подразумевает какую-то мелкую моторику, каллиграфический почерк, изящность тонких линий. У МакТига, который больше по экшену мастак, понятное дело, для всего этого пальцы толстоваты.
Видно, что братья, а ныне уже брат и сестра Вачовски совсем перестали следить за своим протеже. Нет, Джеймс снимает очень аккуратно, но нет в «Вороне» искры, и даже «Ниндзя-убийца» был более искренним. Вердикт: обыкновенный, ничем не примечательный фильм-фантазия на тему рассказов Эдгара Алана По. Если рассказов этих не читали — фильм покажется очень скучным.
Как известно, Эдгар По к концу жизни стремительно спивался, сходил с ума и умер при обстоятельствах, которые толком не выяснены до сих пор. Учитывая биографию классика американского романтизма, а также содержание его произведений, сам Бог велел снять фильм про его смерть, где факты писательского быта вплетались бы в сюжетные линии готического хоррора. Однако Джеймс Мактиг весьма своеобразно исполнил это Божье повеление, сняв кино столь же прямолинейное, как гвоздь, по ошибке забитый в палец.
Наверняка, будь в этой истории какая-то достойная идея, просто вообще какая-нибудь, кино перестало бы выглядеть таким ненужным, надуманным и местами страшно глупым, особенно под финал с его тайными комнатами и криками «Карету мне! Карету!». Где-то за скучающей бородой Джона Кьюсака, за его последним взглядом в небо можно разглядеть прекрасную метафору о поэте смерти, торгующемся с самой смертью за жизнь своей любви. Но это как разглядывать мёртвый плод — как на жизнь, которая могла бы быть.