Фильм Возмездие - это история Томаса Кравена, полицейского из отдела убийств, чью дочь убивают на пороге его собственного дома. Все полагают, что мишенью был он, но Томас начинает собственное расследование и выясняет, что гибель его единственного ребёнка связана с масштабным политическим заговором, в котором замешаны криминал и власть.
Что в случае с Бондом, что в «Возмездии» подкупает то, насколько логичными и простыми приемами Кэмпбелл заставляет работать надоевшие штампы. Бонд у него стал молодым циничным отморозком, каким и должен быть бывший беспризорник с лицензией на убийство, а отчаявшийся коп, в свою очередь, примерил серое пальто героев «круто сваренного детектива» ― одной из разновидностей нуара. Лучшего исполнителя подобной роли, чем Гибсон, в современном Голливуде и не придумать, поскольку едва ли не у него одного супергеройская фотогеничность не режет глаз глянцевыми бликами. Главное же, что удалось этой парочке: они вернули жанру человеческий облик. После «Возмездия» вообще как-то совершенно очевидно, что Гибсон ― единственная достойная смена Клинту Иствуду. И дело тут не в схожести биографий или цвете глаз. Просто никто больше, кажется, не умеет так убедительно ответить на простой и близкий нам всем вопрос: «В чем сила, брат?»
Сначала ничто не предвещает особого драйва в сюжете. После первого рокового выстрела сюжет словно застывает на какой-то философской глубоко мелодраматической паузе. Мел Гибсон безусловно способен выразить искреннюю боль. И её, боли, оказывается даже слишком много. Действие фильма разбегается неспешно, лениво, как полуденная августовская волна в Сочи, однако уже с первых кадров чувствуется некая внутренняя сила, вызревающая мощь. Сюжет раскручивается, набирая инерцию, и ты понимаешь: финал будет безудержным, как «Смертельное оружие», и сумасшедшим, как «Безумный Макс». А вот это — правильное ощущение.
В ремейке 2010 года, снятом тем же режиссером Кэмпбеллом, злободневность не лезет нахально в кадр, уступая место высокой драматургии. Сюжет старый — детектив Крейвен пытается разобраться в причинах убийства своей дочери Эммы. Поиски, которыми руководит с того света покойница дочка, сталкивают его с влиятельными энергетиками и продажными чиновниками, а также с очень крутым «ликвидатором» — любителем сигар и хиппи-деревопоклонниками. Ни в елку, ни в лютик, Крейвен, конечно, не эволюционирует: этот сюжет уже был отработан в фильме «Фонтан». Облученный вражеским плутонием коп превращает полицейский триллер в «Ночь живых мертвецов», но от этого фильму только лучше. Ярость и отчаяние героя Гибсона, который в свои 50 еще может начистить рыло подростку, правда, после этого долго мучается одышкой, поднимают кино на уровень шекспировской драмы.
Жанр фильма сочетает в себе элементы детектива, триллера, фильма «экшн» и психологической драмы. Драматургический метод саспенса доведен здесь до совершенства. Томас Крейвен все время ходит по лезвию ножа, и лишь уверенность в том, что главный герой обязан дойти до развязки, позволяет зрителю периодически переводить дух. Эпизоды воспоминаний отчаянного детектива о счастливых моментах, проведенных им рядом с маленькой дочерью, выводят картину на уровень серьезной драмы. Но помимо этого в фильме много убийств, крови, жестокости, которые включены в сюжет не для того, чтобы пощекотать нервы зрителя. Эти сцены оправданы сверхзадачей фильма – показать, как высока цена победы над злом, и каким мужеством, силой и честью должны обладать люди, взвалившие на свои плечи столь тяжелую ношу. Звучит, возможно, пафосно, но именно такие мысли рождаются, когда со слезами на глазах покидаешь зал после просмотра фильма «Возмездие».
Кажется, что Кэмпбелл старался быть чересчур доходчивым в каждом жесте — но подчеркнуто просто сделанное "Возмездие" фокусируется на невысказанных чувствах не меньше, чем на погонях и перестрелках. В конечном счете, эта история диалога двух мужчин — отца убитой девушки и таинственного мистера Джедбурга (устрашающая роль Рэя Уинстоуна) — работающего по контракту "чистильщика", улаживающего деликатные проблемы правительства. Оба потеряли слишком много: один — ребенка и способность к человеческому счастью, другой — все возможные иллюзии и надежды на лучший, более справедливый мир. Для обоих груз оказался непосильным. Наверное, этот неожиданный для жанра гуманизм делает "Возмездие" самым важным политическим фильмом Америки последних лет — уж больно доходчиво высказан тезис о том, что будущее, которое крадут у нас политики, это не абстракция, а очень простые и понятные вещи.
Вполне естественно, что после столь долгого (в восемь лет) отсутствия на экране любой фильм с Мелом Гибсоном в главной роли автоматически вызвал бы повышенный интерес – и в премьерный уик-энд «Возмездие» закономерно заняло в национальном прокате почётное второе место, уступив только «Аватару». Вопрос заключался, скорее, в том, что именно заинтересовало «суперзвезду» в материале. С одной стороны Гибсону не привыкать воплощать образы стражей закона, причём в самых разных вариациях, а с другой – он уже, помнится, отметился в специфическом детективе о глобальной и всепроникающей «теории заговоров». Однако кэмпбелловская картина если и интересует своей жанровой, а тем более, зрелищной составляющей, то лишь во вторую очередь, хотя интрига выдержана на добротном уровне, а актёр – буквально в каждом кадре демонстрирует, что есть ещё порох в пороховницах.
Несмотря, на отсутствие драйва и застрявшего где-то в пространстве “Знаков” Мела Гибсона, “Возмездие” первую половину движется достаточно уверенно. После единственной яркой сцены (когда Мел Гибсон отправляет в кювет машину с убийцами), фильм начинает буксовать и к концу превращается в сложноперевариваемую кашу. Во второй половине “Возмездия” сюжет начинает развиваться в основном без Мела в кадре – и становится совсем скучно. Все бы ничего, вот только “Возмездие” и вправду похоже на длинную серию какого-нибудь “Южного парка” про Мела Гибсона. В общем, за что боролись на то и напоролись.
Казалось бы, партнёрство столь сильных талантов должно по идее привести к очень мощным результатам. Однако по «Возмездию» кажется, что и Кэмпбелл, и Гибсон слишком уж серьёзно подошли к делу — слово «тяжелый» идеально описывает не только удельный творческий вес участников проекта, но и сам получившийся продукт. Там, где создатели «Возмездия» явно планировали получить фильм нелёгкий, мрачно-стильный и атмосферный, вышло кино угрюмое и монотонное. В общем, мрачный увесистый триллер о правительствах и корпорациях — исполненный на одной и, кажется, не совсем правильно подобранной ноте.