В фильме Враг главный герой живёт обычной рутинной жизнью, пока однажды в каком-то фильме из видеопроката не обнаруживает на заднем плане человека, в точности похожего на себя. Так начинается расследование, переворачивающее жизнь вокруг с ног на голову.
«Враг», новая хорошая картина от создателя «Пожаров» и «Пленниц», где много актера Джилленхола, страшного города Торонто и загадок без разгадок.
В кино редко встречается столь просчитанный и при этом не кажущийся искусственным символизм. Сеть электропроводов опутывает Торонто, как паутина, мешающая маленькому человеку подняться выше. Для тех, кто все же взлетит, оператор сложит небоскребы в гармошку, показав суетность любых амбиций.
Можно интерпретировать финал, как знак того, что спящий проснулся и эксперимент над Адамом, кто бы его не проводил, можно считать оконченным. В похожем состоянии оказывается и зритель, словно пробудившийся к финалу от тяжелого морока, и этот «выход на воздух» воспринимается одновременно с облегчением и с благодарностью режиссеру за подаренный опыт.
За кадром у Вильнёва явно есть чётко проложенная дорожная карта, в которой детально прописано, что конкретно означает каждая остановка этого пути — и это немножко нечестно по отношению к зрителю, даже тому, который необязательно сам воспроизведёт после фильма в своей голове этот маршрут.
«Враг» со своей нулевой вовлеченностью в политический дискурс и очевидной фрейдистской символикой — история о маленьком диктаторе, который в первую очередь одержим стремлением взять под контроль самого себя.
«Враг» Дени Вильнёва, в этом смысле, шикарно скроенная шарада, перестановка слагаемых в которой не гарантирует победы (то есть каких-то внятных ответов), но гарантирует удовольствие от самого процесса.
Виртуозный триллер с ощутимым кафкианским привкусом, где артисту Джилленхолу буквально приходится играть за двоих.
Неожиданный жанровый поворот в карьере Дени Вильнева и фантастическая работа Джейка Джилленхола послужат подарком поклонникам Линча и Кубрика, но неподготовленного зрителя, скорее всего, оставят в недоумении.
Финал «Врага» и вовсе обречен оставить зрителя в завороженном недоумении — вот только он, хотя и добавляет едкости этим играм разума, кажется столь же неестественным, как лишенный привычной полноты Джилленхол в главной роли.
Режиссёр щедрою рукою подбавляет видений, оплетает город и героев паутиной, вводит в сюжет тайный клуб – мистика Дени Вильнёва иного толка, нежели мистика первоисточника. Перед нами сложный, многопрограммный дубль с визуально замечательным интерфейсом. Вот только расшифровывать его неинтересно.