Этот фильм - первая часть истории Жака Месрина, знаменитого французского гангстера, который в 70-е годы прошлого века был настоящим врагом государства № 1. В течение почти двух десятков лет Жак Месрин, выходец из благополучной буржуазной семьи, организовывал и принимал участие в многочисленных вооруженных налетах на французские банки с редкими перерывами на тюремные отсидки, пока, наконец, не был схвачен канадской полицией во время очередного ограбления.
Рише несказанно удивил: его амбициозная и поразительно масштабная лента влюбляет в себя зрителя с первого взгляда, тем самым, открывая более чем достойное начало целой криминальной дилогии. Следующая картина выйдет уже через месяц и, честно говоря, подобный размах по мере просмотра невозможно не оправдать. Конечно, если полностью уверовать в ту адаптацию, которую произвели на свет сценаристы, возникает не только ряд уместных вопросов, но и стойкое ощущение того, что неоднозначная фигура Месрина заслуживает как минимум сериала. Вероятней всего, именно по этой причине фильм временами выглядит причудливо скомканным
«Враг Государства № 1» — кино не менее французское, чем недавняя «Заложница» Пьера Морела. Динамика, зрелищность достигаются здесь не изобилием спецэффектов, но эмоциональным надрывом, непредсказуемостью действий центрального персонажа — скандальных, нередко противоречащих здравому смыслу и всегда жестких, но зачастую справедливых. Из актеров мы замечаем только Касселя, однако вовсе не потому, что остальные плохо справляются со своей задачей, наоборот. Окружение Месрина, лица и имена сопровождавшие его в разное время, не должны иметь для нас никакого значения — характер здесь только один, живущий по принципу «смерть или свобода» и всегда выбирающий последнюю. Впрочем, рано или поздно выбор за Месрина сделают другие. Об этом вскоре расскажет картина «Враг Государства № 1: Легенда» и если она будет выглядеть также достойно, как и пролог, то мы получим великолепную криминальную дилогию, а вместе с ней, естественно, получим и удовольствие.
В ситуации, когда всё самое интересное и важное в этой истории оказывается переброшенным во вторую часть «Врага государства № 1», что же остаётся непосредственно первой? Не так уж много — отменный Венсан Кассель, поджимающий губы и топорщащий усы как в последний раз, несколько красивых европейских актрис в ролях женщин, необъяснимо вешающихся на Мерина с первых секунд, вездесущий Депардье в гриме Юрия Антонова, несколько перестрелок, слова «Свобода или смерть», звучащие последними. Ах, ну да — сильная музыка, живописная натура, красочные съёмки.
«Враг государства» целиком и полностью укладывается в традицию «поляров», лучшие из которых запоминались не только элегантностью, мощной детективной интригой, харизматичностью главных действующих лиц. Отличительной особенностью французских жанровых образчиков являлась практически обязательная философская насыщенность действия – стремление режиссёров раскрыть механизм функционирования общества, осмыслить причины, толкающие людей на отчаянные шаги, наконец, передать глубину переживаний человека, существующего «на последнем дыхании» и не видящего выхода из «красного круга».
Как знать, быть может более мастеровитому Барбета Шредера, которого звали на биопик, удалось бы поженить легенду с автобиографией. Жану-Франсуа Рише, шабашничавшему на римейке "Тринадцатого участка" Джона Карпентера, не удалось — получилось больше мемуаров, притом какой-то телевизионной выпечки: фильм разделили на две серии, притом в первой до врага государства их Стенька Разин откровенно не дорос, зато хорошо поработал кусачками и отрастил бороду. В общем, зал покидаешь с чувством уже не легкой, а довольно увесистой неудовлетворенности, усугубляемой отвратительными бухгалтерскими усиками Венсана Касселя, которые он проносил весь фильм. Четыре года ждали от француза приличной роли и нате — усики. А вот гангстер Депардье с накладным брюшком и набриолиненным зачесом получился исключительно хорош: нужно было оставить его в живых и продлить, несмотря на мемуар, во вторую серию. Смотреть которую лучше уже на DVD.
В том, как беззаботно авторы выносят за кадр объяснения половины совершаемых в фильме поступков, «Враг государства» может потягаться с «Адмиралом», но главная странность его не в этом. Со времен «На последнем дыхании» и «Бонни и Клайда» любимым трюком любого уважающего себя режиссера-аутсайдера было заставить законопослушных обывателей сочувствовать изгоям общества. Рише же добивается обратного результата: «Враг государства» в любом бунтаре разбудит мелкого буржуа, желающего герою попасться, поймать пулю, сгнить в тюрьме, застрять под колючкой во время побега. Эффект по-своему уникальный, хотя и вряд ли запланированный режиссером.
История жизни и количество преступлений, совершенных Мерином, хватило бы на целую эпопею, а не только на два фильма. Так что во второй части, выходящей в прокат в декабре, зрителя ждет еще немало ярких и отчаянных картин из жизни «врага государства № 1». И вот именно это — обилие событий и попытка объять целые десятилетия в нескучной и насыщенной истории реально существовавшего человека, и играет с создателями картины недобрую шутку. Совсем недавно мы уже могли наблюдать, как жизнь Колчака в фильме «Адмиралъ» если и уместилась, то каким-то уж очень рваным пунктиром. Так и здесь, хоть не столь нарочито, но все же очень многое остается за кадром. Слишком богатый документальный материал — тоже не всегда хорошо. Что, впрочем, не отменяет необходимости посмотреть и вторую часть, может быть, она весь этот сумбур немного уравновесит.