Знакомство с самым радикальным и изобретательным граффитчиком оказывается вовсе не кульминацией истории, а ее началом. Дело в том, что на самом деле «Выход…» — кино не о рождении, а о смерти стрит-арта. Его могильщик — сам Гетта, в какой-то момент вообразивший себя художником и вывернувший стратегию стрит-артистов наизнанку. Вместо рискованного творческого вандализма на улицах он стал сразу вставлять свои, похожие на плохие пересказы Бэнкси, принты в рамки, и народ повалил валом!Аншлаги, галеристы, успех — и больше никакой критики, провокации и риска. Да, хочется верить, что все это фейк, возможный, но необязательный сценарий развития событий. Но, увы, художник Mister Brainwash действительно продает свое говно за 25 тысяч.
«Выход через сувенирную лавку» в состоянии вызвать перегрев мозга у тех, кто терпеть не может вопросов без ответов и привык во всем докапываться до истины. Потому что фильм Бэнкси — одна сплошная загадка. «Выход через сувенирную лавку» – фильм-трансформер: крути как хочешь, собирай, как тебе нравится. Возможно, Гетта был никому не известным художником, ради хохмы раскрученным Бэнкси и его друзьями. Может, Тьерри актер, а фильм Бэнкси – шуточное мокьюментари, прикидывающееся документалкой при помощи хитроумного вирусного маркетинга, включающего реальные выставки псевдохудожника. Есть вероятность, что Гетта – Борат арт-мира, а «Выход через сувенирную лавку» – смесь документальной и постановочной съемки. Тогда выставка Тьерри Гетта – провокация, и соль затеи состоит в том, чтобы заставить ценителей искусства восторгаться полным дерьмом. А может даже (есть и такая версия), Тьерри Гетта – это сам Бэнкси.
Ведутся разговоры о том, что Бэнкси придумал всю эту историю, что это все фальшивка. Но даже если это и было фальшивкой два года назад, то теперь все по-настоящему: этот крошка Цахес вырвался на свободу. "Город становится графическим романом", говорят критики-энтузиасты. Скептики, включая самого Бэнкси, намекают, что нас поимели, но не говорят прямо — кто. Стоит сходить на "Выход...", чтобы разобраться в этом жизненно важном вопросе.
Кинодебют самого знаменитого анонима в мире (впрочем, кто может поклясться, что это и вправду фильм Бэнкси?) — в своем роде несомненное достижение, даже шедевр: при скромном масштабе это идеальная черная кинодыра, к финалу высасывающая из зрителя абсолютно все мысли об обсуждаемом предмете — современном искусстве. Хочется повторить по слогам: это немного нудный, технически подробный документальный фильм, который один, возможно, придуманный персонаж делает про второго, сначала хотевшего снимать фильм про первого, но потом ставшего вместо этого его подражателем.