В фильме Выкрутасы мы узнаем как простой учитель Слава Колотилов из приморского городка отправился в Москву с рукописью своего романа и встретил девушку Надю, которую покорил. Перед свадьбой Слава вынужден ненадолго вернуться в родной город, но в день свадьбы различные обстоятельства никак не дают ему уехать к невесте. Гости уже собрались, и Надя вынуждена тянуть время, а тем временем её бывший парень Даня пытается вернуть невесту и стать её мужем.
Сразу оговорюсь, что зря все так беспокоились насчет целевой аудитории и сюжета. Фильм, как и было ранее заявлено, про детей и для детей, но с небольшим смещением акцентов. Что за акценты? Опять же, бояться не стоит. Картина Левана Габриадзе всего лишь из «детского» переквалифицировалось в семейное кино, дабы расширить свою аудиторию. И это, на мой взгляд, правильно, так как подобная перепланировка позволила создателям внести пару симпатичных моментов, понятных и детям, и взрослым. «Выкрутасы» - это легкое, летнее кино, которого так не хватает нам не только зимой, но и в любое время года. Вы хотите «ложку дегтя»? И даже если ответ положительный, я воздержусь от критики.
Тут и звездный состав актеров, на любой вкус и цвет. Тут и про любовь для девочек, и про футбол для мальчиков. «Выкрутасы» напоминают добрые советские фильмы, но возвращают в современность трюками из паркура. И, в довершение всего, камео Александра Кержакова в фильме не оставит равнодушными многочисленную армию фанатов «Зенита». У нас, в отличие от Голливуда, такие фильмы пачками не снимают. Хоть и понятно, что авторы четко рассчитали будущий успех картины, но от нее не пахнет коммерцией. Это не тот фильм, к которому нужно относиться строго, и если и есть в нем какие-то недочеты, то они с лихвой окупаются его летней атмосферой. А в морозном феврале это немаловажно.
Получилось, как ни странно, зажигательно, хотя искусственность наращенного сюжета заметна невооруженным глазом — пока в провинциальных Пальчиках ночь сменяет день, в Москве время будто замерло, а свадебный пир растянулся в бесконечность. Впрочем, это не тот сорт фильмов, которым стоит пенять на логику сюжета: актерский раж запросто камуфлирует эти хронологические неточности, припоминать которые после просмотра, удел разве что рецензентов да отдельных зануд.
Дети, футбол, свадьба, вечные Хабенский с Гармашом, Мила Йовович в качестве внезапного бонуса для придирающихся с завышенными запросами, плюс Бекмамбетов незримо за кадром — та-дам, готов рецепт настоящего народного кино. Народнее, чем «Выкрутасы», правда, уже некуда — если бы это кино предприняло ещё больше усилий, чтобы понравиться сразу всем, оно бы превратилось в нечто среднее между «Танцами со звездами на льду» и передачей Малахова. Геннадия или Андрея, неважно. В общем, получилась романтически-футбольная комедия с конвейера Тимура Бекмамбетова, страшно суетливая, но местами живая.
«Выкрутасы» скроены и сшиты по самой востребованной сегодня выкройке: ностальгия по советскому прошлому плюс современная уже, в нефтяную эру приобретенная страсть к тому, чтобы было «красиво». Интерьеры, пейзажи, беспризорники, девушки — все красиво. И это «красиво» фильм за фильмом наотмашь бьет «правдоподобно», как правило, в первую очередь в прокате. Можно было бы пожалеть, что фильм о детском футболе по сценарию Резо Габриадзе, который изначально назывался «Колотилов» и не предполагал ни линии Миллы Йовович с Ургантом, ни футболиста Кержакова, подвергся продюсерской корректировке и стал тем, чем он стал. А можно тому же самому порадоваться, потому что это именно то, что нужно.
У «Выкрутасов» есть все шансы на успех. В ней есть настроение. Поначалу оно действительно светлое, романтическое. Герои Хабенского, Урганта и «голливудского сюрприза» Миллы Йовович встречаются в летнем городе. Солнце светит, диалоги вызывают улыбки и повышают настроение, а сама Милла (в фильме - Надя) очаровывает не только Колотилова, но и всех зрителей в зале. Жаль только, что создатели ленты «по-голливудски» не проработали и сценарий. Ведь некоторые мотивы героев даже для жанра беззаботной комедии с социальным уклоном кажутся неубедительными. И простят ли им такие «выкрутасы» наши зрители, покажет сарафан в самой ближайшее время. И тогда будет он «расшит» либо по-голливудски роскошно, либо поскромнее, в русско-народном стиле.
Cвоим безграничным и воздухонепроницаемым покровом оптимизма, наброшенным на хлипкий сюжетный каркас, кино наследует традиции недавних «Елок». Авторы не зря рекомендуют воспринимать «Выкрутасы» с позиций не столько разума, сколько сердца. К этому совету стоит прислушаться гражданам, не умеющим, сдав куда-нибудь на полтора часа свой мозг, как пальто в гардероб, покладисто впитывать установку на радость и полагать, что этой установки для нормального фильма вполне достаточно. Причем проблема тут не в том, что зритель такой уж бука, пораженец и циник. Просто транслируемые в «Выкрутасах» представления о радости, добре и зле не обязательно должны совпадать с вашими собственными – такое бывает.
«Колотилов» — первое название режиссерского дебюта Левона Габриадзе — подходило к изначальной задумке как нельзя лучше: нелепая и смешная фамилия главного героя прекрасно отражает суть фильма — снятого, на самом-то деле, о недотепе из провинции, взявшемся привести к победе детскую футбольную команду. Но продюсерам, похоже, очень быстро стало понятно, что у хорошего детского кино в духе «Хардбола» шансов собрать денег в России немного. Пришлось спешно подтягивать тяжелую артиллерию в лице популярного телекомика и беспроигрышной голливудской звезды отечественного происхождения, а заодно и поменять картине название. Подобные выкрутасы, возможно, и правда помогут фильму в коммерческом плане, но вряд ли что-то решат в зрительском: когда идешь смотреть комедию про романтические метания Урганта, Хабенского и Миллы Йовович в свадебном платье, совершенно не ожидаешь увидеть вместо нее абсолютно не смешной спортивный экшен с участием детей-беспризорников.
Эта сбивчивая комедия про Миллу Йовович, разрывающуюся между Иваном Ургантом и Константином Хабенским, вполне могла бы стать двумя неплохими фильмами: про столичные пьянки и провинциальный футбол. Неловкость особенно заметна ближе к финалу, когда, хочешь, не хочешь, а надо сводить обе линии к общему знаменателю. И тут не спасают ни уверенный монтаж, ни обаяние всех, без исключения, актеров (дети, разумеется, вне конкуренции). При этом отчетливо видно, что трогательная история юных сирот, гоняющих мяч в надежде быть показанными по телевизору, и симпатичный анекдот про свадьбу без жениха сами по себе очень неплохи и наверняка прекрасно смотрелись бы отдельно друг от друга. В любом случае, так изобретательно футбол у нас еще никто не снимал.
В данном случае, перед нами стопроцентное кино от Бекмамбетова, безо всякой режиссерской индивидуальности. Это проявляется во всем: в наборе актеров, неуместных спецэффектах, куче звезд не из мира кино и так далее. Вообще, действительно обидно осознавать, что изначально потенциал у ленты был: сократили бы создатели любовную историю, сделали более вменяемого главного героя и поставили акцент на футбольной линии, мы бы получили неплохую детскую комедию про футбол. Ну а в итоге перед нами крайне посредственная и совершенно не смешная романтическая комедия, которая если кому и понравится, то максимум на один просмотр.
Тот факт, что создатели «Выкрутасов» позволили себе полнейший сюжетный и кинематографический хаос, разрушив целостность замысла, истории, характеров — как ушат холодной воды выливается на головы зрителей, поэтому многое в сюжете окажется несовместимым, даже главные персонажи кажутся вставными; все связи между событиями и героями разрушены, а те, что сохранились — случайны и не мотивированы ничем: ни внутренней логикой истории, ни «лёгким жанром». И это вдвойне печально, потому что все, включая Бекмамбетова, Урганта, Хабенского и всегда очаровательную Йовович, способны на большее и могли бы создать замечательную романтическую комедию. А с «Выкрутасами» зритель получил прямо какой-то «не день Бекхэма». Скорей бы финальный свисток и подготовка к новому матчу и новому фильму.
Средний уровень драматургии и юмора в «Выкрутасах» по внутренним ощущениям больше всего напоминает последние, самые хреновые части «Полицейской академии». Да-да, в русских «Приключениях толпы дурачков» такие же карикатурные второстепенные персонажи и не сильно изобретательные комедийные номера. Даже сразу и не скажешь, что раздражает больше — обыкновенно говённый фильм или недетских размеров цинизм создателей. Неужели полагали, что прокатит? Уже так привыкли к полупьяному зрителю, смотрящему ваши преимущественно новогодние релизы? Хватит, блин, расслабляться, пора уже браться за ум, пока ещё не забыли, как это делается.