Фильм Хрусталь является дебютом в полнометражном кино для сценаристки и режиссёра Дарьи Жук, известной рядом своих короткометражных работ. Также ведущей сценаристкой этой картины выступила Хельга Ландауэр, для которой это первый опыт в большом кино после документального музыкального проекта "Путешествие Дмитрия Шостаковича" и ряда короткометражек. Премьера кинофильма состоялась 1 июля в Чехии, в Карловых Варах на Международном Кинофестивале, где была номинирована в программе «К Востоку от Запада», а также картина побывала на фестивалях кино в Лондоне и норвежском Бергене.
Сюжет развернётся в Республике Беларусь, в девяностые годы, когда вокруг царила разруха и неопределённость. Главной героиней выступает девушка Веля из Минска, работающая ди-джеем и мечтающая уехать далеко в Америку, чтобы зажигать своей музыкой на зарубежных танцполах и вечеринках. Чтобы осуществить свою мечту и оказаться в Чикаго, она заполняет анкету в посольстве, утверждая, что работает на хрустальном заводе и даёт один из местных телефонных номеров. Вот только узнав, что номер этот могут и проверить, ей приходится бросить всё и поехать в село, чтобы познакомиться с той семьёй, которой и принадлежит указанный в анкете телефонный номер. Они принимают гостью, а сами заняты подготовкой к грядущей свадьбе, здесь-то и начинаются главные приключения девушки на пути к своей "хрустальной мечте" о переезде из Минска в США.
Актёрский состав фильма возглавляет Алина Насибуллина, также в картине сыграли: Вячеслав Шкалидо (Пирамммида, Рассказы), Иван Мулин, Юрий Борисов, Илья Капанец, Анатолий Голуб, Анастасия Гарви, Светлана Аникей, Людмила Разумова, Наталья Онищенко и другие, в том числе и многие дебютанты в кино. Дата премьеры в российских кинотеатрах назначена на тринадцатое декабря 2018.
«Хрусталь» — белорусская картина, выдвинутая на «Оскар». Это лучший русскоязычный дебют года.
Контекст выводит фильм с территории безопасного ретро в пространство актуального: в мир, где вечно идет закончившаяся семьдесят лет назад война, где тоскуют по правилам, где все чаще звучит «жить нужно только на родине» и где поблескивают украшающие улицы, лишь похожие на хрустальные, снежинки и цветы.
Это опять взгляд на те бурные годы, но новый, не глазами мизантропа Алексея Балабанова, а дебютантки Дарьи Жук. "Хрусталь" вовсе не останавливается на констатации, что "в девяностые убивали людей". Он идет куда-то дальше и обнаруживает в зрителе болезненную нежность по отношению и к девяностым в частности, и ко всему посконному русскому – в общем.
Уникальный этапный фильм о наших девяностых, шокирующе честный и отчаянно красивый.
«Хрусталь» ювелирно вытаскивает на поверхность памяти зрителя давно позабытые элементы прошлого. В свою очередь, они неизбежно просачиваются и смешиваются с нашим настоящим, создавая метасоветское пространство.
«Хрусталь» кажется безжалостным приговором пресловутому «естественному человеку», на которого возлагал такие надежды Жан Жак Руссо.
«Хрусталь» вышел как по учебнику: от сценарных ходов до производства и маркетинга. Чувствуется, что по ту сторону камеры и экрана огромная команда специалистов.
Кино действительно смотрится свежо, пока держит ироничную интонацию. Финальные приговоры провинциальному обществу, силой заставившему Велю повзрослеть, а зрителей напрячься, превращают жизнеутверждающий рассказ о пути к свободе в историю о невозможности ее обретения.
Никаких специальных идей про постсоветскую жизнь, кроме того, что она печальна, у Жук и ее сценаристки Хельги Ландауэр нет — и, в частности, поэтому вместо финала у них какой-то вздох.
«Хрусталь» неплохо вписывается в череду новейших картин, препарирующих 90-е с позиции тех, кто в них формировался: от «Тесноты» Кантемира Балагова до «Нашла коса на камень» Ани Крайс, а также «Витьки Чеснока» Ханта, который, хоть и не про 90-е, но про их наследие.
С первых минут фильм Дарьи Жук мимикрирует под драмеди. Если приглядеться, то здесь есть и следы производственной драмы – постановщица несколько раз пропускает зрителя за проходную завода, где изготовляют хрустальных лебедей.
Дарья считает, что рассказала историю про наивных людей, которые хотели изменить мир, но у них не вполне получилось. Такой посыл плюс столь мощные актерские работы, тщательно выстроенный кадр, который как бы погружает зрителя именно в данную комнату.
Пестрые комбинезоны, наркотики, рейвы, пришивание этикеток, майонезные салаты, глупые свадебные конкурсы и бабушки с семечками. Все на месте, все в сборе, но порой количество памятных атрибутов в кадре превышает допустимые нормы — тогда пропадает магия и рождается просто качественная стилизация для какого-нибудь нового клипа Димы Билана.
"Хрусталь" ни с того ни с сего превращается в адскую смесь "Горько!" и "Догвилля", которая заканчивается лекцией о том, что если женщина сказала "нет", то это значит "нет". Вопли, сопли, феминизм.
К сожалению, успешное попадание в дух времени, и обеспечившее ленте повсеместные восторги, в пространстве самого фильма оборачивается дешевым, порой непростительным популизмом, напрочь перекрывающим прочие стилевые удачи картины.
Дарья Жук показывает 1990-е как ретро, с той безопасной дистанции, которая позволяет без страха заглянуть в глаза собственной травме и описать кошмар ее героини в Хрустальном.
Насилие вынуждает делить героев на достойных и недостойных. Так внезапно разрубать наметившийся диалог готовых и неготовых к переменам всё же топорно. 90-е, возможно, и были жестоким временем, но ведь до этого нам показывали фильм совсем о другом.