В фильме З/Л/О двое грабителей, вломившихся в дом, обнаруживают там труп толстяка и несколько видеокассет с записанными на камеру жуткими вещами.
Это не шедевр, но если вырезать из фильма некоторые новеллы, то они превратятся в самостоятельные и довольно талантливые короткометражки. Сей факт заставляет приглядеться к творчеству его молодых создателей и с нетерпением ожидать от них новых, усовершенствованных, открытий в жанре хоррор.
В целом же, «Зло» прекрасно работает как любопытный и вполне пугательный аттракцион, общие темп и тон которого практически не позволяют зрителю расслабиться. Оборотной стороной этой энергичности становятся неизбежные пробелы в сюжете, а точнее, сюжетах. Вполне угадывая общие «коды» — слэшер, призраки, сумасшедший ученый — мы так и не узнаем привычных подробностей о происхождении зла в каждом конкретном случае.
Фильм ужасов «З/Л/О» всецело оправдывает свое название. Общей темой почти всех добавленных историй становится идея о том, что главным злодеем может оказаться тот, кого поначалу предлагают считать одной из жертв. Между тем, чувство страха здесь подпитывается вовсе не современными спецэффектами, а, скорее, лишь неожиданными сюжетными поворотами, умело лавирующими между всеми известными жанровыми клише, но все же с обилием помех на пленке авторы перестарались.
В итоге получился почти двухчасовой сборник - фантазия с массой крови, обнажёнки, убийств и "дефектами записи": расплывчатым фокусом, "битыми" пикселями, прерывающимся изображением и пропадающим звуком. Пожалуй, этими эффектами создатели фильма даже переборщили, хотя с другой стороны бросается в глаза безупречно выстроенный свет и хороший монтаж. Стоит отдать должное энтузиазму молодых режиссёров и актёров, вместе сделавших довольно любопытное кино.
Все фильмы как бы сняты героями: странным образом никто не стал вводить в сюжет мобильный телефон, зато в первой новелле используется камера, вмонтированная в очки, а новелла про привидения целиком снята через скайп. Конечно, этот прием уже несколько осточертел. И конечно, элементы художественной самодеятельности в данном случае не только искусно симулируются. Но в этом альманахе есть энергия, есть смелость
Таким образом поджанры внутри всего "Зла" варьируются от слэшера и мистической истории про привидения до триллера с неожиданной развязкой. При этом каждый из сюжетов вполне мог бы претендовать на полный метр, но в концентрированной форме производит и концентрированный эффект — настолько, что к финалу почти устаешь пугаться.
Хоррор-революция, о которой так долго мечтали создатели фильма, не состоялась. Субжанр скорее мертв, чем жив. А поклонникам «found footage» рекомендуем обратить внимание на канадских «Искателей могил» (2010) братьев Вишес и один из лучших фильмов 2012 года – фантастическую драму «Хроника».
Первая новелла, самая смешная, посвящена неудачной попытке трех тинейджеров снять домашнее порно с участием суккуба, лучшая же рассказывает о неведомом Зле, истребляющем подростков где-то в лесу. Остальные эпизоды настолько тривиальны, что толком не запоминаются — и имеют все шансы затеряться во времени, хотя цифровые копии, в отличие от видеозаписей, и могут храниться вечно. Было бы неплохо и правда выпустить фильм на VHS: быть может, лет через двести найдется кто-нибудь, кто разглядит в невнятных полуосыпавшихся сценах черновые наброски чего-то более значительного.
Честно говоря, все это и впрямь — зло, ад и настоящее проклятие. Даже хуже мертвых девочек из колодца, мода на которых, кажется, была куда менее долговечна. Зато, пробегая глазами по графику кинорелизов, смерть несчастного, что умер в «Зле» перед телевизором, перестает быть загадкой. Он умер от тоски и уныния — ничего кроме нынешняя псевдодокументалистика, как известно, давно уже не вызывает.