В фильме Зак и Мири снимают порно— два лучших друга, решили заняться созданием порнографического кино для поправки своего финансового положения. Однако по ходу сьёмок, парочка понимает, что они испытывают гораздо большие чувства друг к другу, о чём они могли себе представить ранее.
«Зак и Мири» стали лишь поводом для очередного смитовского зажигательного выступления на тему всего — от любимых «Звездных войн» до сериала «Остаться в живых». Количество заготовленных шуток и прибауток зашкаливает за все разумные пределы. Кажется, что Смит всерьез рассчитывал, что зритель не будет разгибаться от смеха на протяжении всего фильма. Такое, наверное, вряд ли способствует улучшению здоровья и увеличению долголетия. Культурные границы, разумеется, снесены вдребезги, а стражи нравственности спрятались от греха подальше. Ситуация иной раз напоминает сцену с зоофилией в «Клерках-2» — вроде как хочется отвернуться, а никак не получается — крайне интересно, что Смит отмочит дальше.
«Зак и Мири» — наверное, не лучший фильм Смита; зато его вполне можно счесть самым типичным для этого немолодого уже бородатого режиссера. Здесь есть абсолютно всё, что всегда особенно удавалось Смиту — равно как и то, что его частенько губило. Его фирменные симпатичные и остроумные неудачники в центре сюжета — на этот раз дружащие со школы Зак (Роген) и Мири (Бэнкс), которые, оставшись без гроша за душой, а также без света и тепла в снимаемой совместно квартире, пускаются в дурацкую авантюру со съёмкой собственного любительского порно.
Кевин Смит взял себе прекрасное порноимя: Кевин Смит. Сразу понятно, чего ждать: членов, голландского штурвала и шикарной порноверсии "Звездных войн", где у робота R2D2 очень большие яйца. Но на самом деле все это будет о любви, об истинной любви. Смит наглядно показывает разницу между настоящим и искусственным — нет, не членом. Настоящее бойкое порно в сравнении с нежным и трогательным сексом главных героев — как растворимая цикориевая бурда в сравнении с идеально сваренным крепчайшим кофе. Мне, пожалуйста, с корицей и кардамоном. Да, да, еще.
Кевин Смит всегда работал на контрасте между заоблачной похабенью и исповедью нежного сердца, и чем старше он, тем заметней, что в его случае это не столько осознанный художественный прием, сколько устройство головы, да и само противоречие между этими двумя полюсами — мнимое. «Зак и Мири» — в каком-то смысле венец этого незамутненного смитовского мировоззрения, шедевр сентиментализма, изложенный отборным матом.
Отказавшись изобретать еще один велосипед, авторы фильма умудрились добиться единственного, что от них требовалось в первую очередь. Они не только рассмешили, но и решили полностью и бесповоротно соответствовать заявленному названию. Вышло не совсем порно, конечно, но все равно отчаянно задорно. И действительно трудно не согласиться с тем, что самое прекрасное в картине — это даже не история с трогательной любовной коллизией, а все-таки наличие звезды видео для взрослых Трэйси Лордс, которая демонстрирует в кадре диковинное умение — пускать мыльные пузыри совершенно неожиданным местом. Конечно, у Эпетоу была похабщина и позабористее, но вот таких примечательных тонкостей на грани фола мировой кинематограф уж точно давненько не демонстрировал.
Зак и Мири действительно всю дорогу будут сначала обсуждать «фонарик на амазоне», а потом и снимать порно, удивительным для Кевина Смита образом даже (о, боже!) с сиськами-письками, чего до сих пор у застенчивого молчуна категорически не водилось. Но смысл всего мероприятия, как обычно, будет скрываться не в, увы, несостоявшемся порно-римейке “Star Whores”, кастинг которого удался на все сто, и даже не во множестве слабопереводимых шуток, с которыми отечественные переводчики в общем и целом сумели справиться, не переходя предела слов, употребимых на телевидении в прайм-тайм.
В результате где-то очень здорово, где-то хорошо, где-то слабенько. И так весь фильм. Ну и плюс - в нескольких моментах Смит все-таки явно переборщил с пошлятиной. У него это бывает - не может удержаться в определенных границах. Но в общем и целом - где-то на четверочку с минусом. Если, конечно, смотреть в оригинале. Я вообще не понимаю, как этот фильм смотреть в переводе - там все построено на очень специфических диалогах.
Сделав фильм с любимым актером Апатоу, Смит не только бросает вызов хорошему вкусу и судьбе, но как бы протягивает руку за причитающейся ему короной похабника. Даже когда дело доходит до сентиментального признания неизбежного — любви, режиссер остается верным себе и запирает одного из героев в туалете. Это, конечно, совсем не соответствует стандартам романтической комедии, но, ребята, вы серьезно думаете, что фильм, на афишах которого написаны слова «Кевин Смит» и «порно», может быть обычным ромкомом?