Фильм Закат рассказывает об отдыхающей в Мексике семейной паре Нила и Элис Беннетов. Внезапно они узнают крайне печальные известия и очень по-разному на них реагируют, пытаясь жить дальше. Однако общее горе не помогает сплотиться, а наоборот приводит лишь конфликтам, случающимся ссорам и постоянному разладу в их отношениях.
Сочинил и поставил картину Мишель Франко (Новый порядок), в продюсерах этой драмы также Эрендира Нуньес Лариос и Кристина Веласко. За визуальный ряд и операторскую работу здесь отвечает Ив Кап. На Венецианском кинофестивале 2021 года "Закат" был представлен в номинации за главный приз "Золотой лев".
Актёрский состав фильма в главных ролях представляют Тим Рот (Остров Бергмана, Шан-Чи и легенда десяти колец, Ограбление по-джентльменски), Шарлотта Генсбур (Сюзанна Андлер, Вечный свет, Снеговик). Компанию им составляют Иазуа Лариос, Сэмюэл Боттомли (Тираннозавр), Генри Гудман (Хантер Киллер, Голем), Альбертин Коттинг Макмиллан, а также здесь сыграли Джеймс Тарпи, Моника дель Кармен и другие.
Дата премьеры в России назначена в кинотеатрах по стране с четырнадцатого апреля 2022-ого года. Прокатчиком картины на территории РФ выступает компания «Capella Film». Хронометраж у драматической киноленты заявлен чуть менее полутора часов в восемьдесят две минуты экранного времени.
Это образец практически идеальной драматургии, по которому стоит учиться студентам киношкол. Равнодушными он оставит разве что любителей спецэффектов, экшена и примитивного юмора.
Картина, длящаяся меньше полутора часов, кажется намного больше. Но не из-за затянутости, а, наоборот, из-за количества поворотов, которые автор успевает показать. Это будто детектив без типичных элементов жанра. Или триллер, который не пытается пугать. Говоря проще, это сама жизнь, на которую иногда очень полезно посмотреть со стороны.
Тех, кто уже привык в слетевшие с катушек времена выстраивать вокруг себя оборонительные сооружения - непрочные и, в сущности, бесполезные, но создающие видимость защищенности в неспокойном, смертельно больном и очень заразном обществе, эта мистически загадочная картина может и поразить, и покорить, и заставить задуматься. Симпатии такой герой вызвать не способен, но тайное родство с ним с ужасом почувствуют очень многие.
Франко, получивший в свой фильм звезд крупного калибра Шарлотты Генсбур и Тима Рота, решил позаимствовать еще и приемы западных режиссеров, любящих загадки – в «Закате» угадывается и Мишель Ханеке, и Клэр Дени. Ну и за компанию Найт Шьямалан с его недавним «Временем»: тут тоже время, как песок, утекает сквозь пальцы – только не в метафорическом, а в самом что ни на есть реалистическом смысле.
Австрийский режиссер, играючи подмявший под себя франкофонную культуру, всегда предельно учтив и чуток с героями своих философских теорий. Он позволяет им капризы и неточности вопреки драматургической линии, чтобы траектория судьбы все же не походила на линии контурной карты: фигуранты тоже люди, и у них неизмеримо больше прав, чем у фигур речи.
«Закат» постепенно растрачивает весь свой глубинный потенциал кино-притчи, добавляя во второй половине больше мелодрамы, чем нужно, и больше конкретики, чем требуется.
Мишель Франко снял необычное, с виду простое, но пугающее кино, манящее своими секретами, странностями и атмосферой. Кино об усталости от всего, о пресловутой социальной стратификации, о безнадёге. Пусть авторское, оно всё же способно привлечь почти любого зрителя в силу сюрпризов и сюжетных перипетий. Надеюсь, что вы будете в числе этих зрителей.
«Закат» - камерная история угасания живого организма, приводящая к вымиранию почти целого вида. События встречают нас на элитном мексиканском курорте: шикарный отель с панорамным видом, открывающимся из многокомнатного сьюта, где-то у подножья холмов плещет мудрый и бессердечный океан, а с дорогостоящей террасы за его волнами наблюдает интернациональная семья, как будто не догадываясь, что океан не убаюкивает их, а шепчет смертный приговор.
От «Заката» остается ощущение некоторой спекулятивности, возникающее, впрочем, и от других киноработ Франко. Отчужденный, потерявший ориентиры герой будто бы должен был стать героем фильма времен модернизма. Но из-за века, отделяющего его от тех времен, он оказывается посторонним в «Закате» и вызывает только чувство усталого дежавю. Сопереживать герою фильма не хочется ни эмоционально, ни интеллектуально, какие бы актерские чары ни задействовал Тим Рот.
С тех пор как главный герой выходит из кабинета врача, не сильно-то и раздосадованный своим диагнозом, фильм бросает в него одну кармическую кару за другой. «Закат» превращается в своеобразное психологическое «пыточное порно», вот только жертва тут не столько персонаж Рота (встречающий любую напасть с одинаково холодным выражением лица), сколько следящий за ним зритель.