В фильме Законопослушный гражданин у некого Клайда Шелтона от рук убийц погибают жена и дочь. Несмотря на то, что они были пойманы полицией, Клайд берет правосудие в свои руки и жестоко расправляется с убийцами. Вскоре Клайд попадает за решетку, но и оттуда, непонятно как, продолжает вершить месть. Вся система американского правосудия начинает трещать по швам и только помощник окружного прокурора может это остановить.
Кино получилось странное. Крайне неровный и какой-то разухабистый сценарий, который кидает из жанра в жанр, отличная игра Батлера, очень средняя игра Фокса, неплохая постановка, несколько чересчур натуралистичных и очень кровавых моментов - в общем и целом впечатления очень двойственные. Смотрится вроде неплохо, но уже по ходу просмотра возникает явное недоумение от этих сюжетных ходов, которое к финалу превращается в здоровенную ПРЕТЕНЗИЮ, изрядно портящую впечатление. Так что я, с одной стороны, не пожалел, что посмотрел этот фильм, но с другой - считаю, что больше троечки с плюсом он в общем и целом не заслуживает. Так что пожелаем старине Батлеру, чтобы он в следующий раз выбирал более толковых сценаристов.
Если в лучших работах режиссера, «Переговорщике» и «Ограблении по-итальянски», можно было предположить, что хоть у кого-то в фильме есть чувство юмора, то в «Гражданине» все серьезны, как охранники мафиозо на детском утреннике. Мораль «Законопослушного гражданина» очень примитивна: судебная система – зло, не договаривайтесь с убийцами, не убивайте женщин и детей, мойте руки перед едой. Но фильм становится гораздо интереснее, если решить, что это кино об архитектуре. И о голой заднице Джерарда Батлера, конечно.
Похожий на десять других фильмов сразу, «Законопослушный гражданин» относится к тому разряду фильмов, которые стыдно любить, но приятно смотреть. Туповатое кино об очень умных парнях — жанр, располагающий к самоиронии и завиральности, и «Гражданин» не скупится на пиротехнические трюки, мужественные гримасы и кровопускания ради чистого искусства. Приклеенную для приличия мораль тут сразу задвигают под стол, протагонисту, Райсу, отводят место вполне второстепенного персонажа, а антигероя-мстителя без лишнего шума возводят на пьедестал.
Лента возвращает нас к тем умным, отмеченным изощрёнными сюжетно-фабульными поворотами, держащим в отменном напряжении триллерам, какими «фабрика грёз» одаривала в 1990-е и, к сожалению, не балует в последние годы. Конечно, лучшей в творчестве Ф. Гэри Грэя я по-прежнему склонен считать картину «Переговорщик», как раз отличавшуюся теми положительными качествами, что вкратце упомянуты выше. Но он вновь проявил себя очень достойно.
Похожий на боевики 90-х — тупой, жестокий, смешной, а зачастую и смехотворный, — этот «Гражданин» честно в целом выполняет свои обязанности вплоть до (и, пожалуй, за исключением) финальной части. Проблема в том, что непонятно, за кого болеть: герой Фокса откровенно неприятный, а герой Батлера довольно быстро переходит черту, до которой зритель готов прощать скорбящему мстителю некоторую избыточность в действиях. Уже в момент, когда Шелтон накачивает своего обидчика парализующим наркотиком, отрезает веки, вешает над ним зеркало, достает инструменты и надевает маску сварщика, в глубине души начинают легонько скрестить кошки. Впрочем, последующее превращение законопослушного гражданина в что-то среднее между героем «Пилы» и Ганнибалом Лектером проходит максимально безболезненно благодаря батлеровскому мужскому обаянию и ограниченным актерским способностям.
История в итоге получилась простая и прямолинейная, без претензий на высокий полет и с несколько необязательным благородным финалом, в котором торжество справедливости нисходит на милое чернокожее семейство (если вспомнить, что все начиналось с не менее благополучной белой семьи — наводит на мысли). Ну, а если отвлечься от радикальных черно-белых параллелей, то от просмотра остаются какие-то «средние» впечатления, не плохие и не хорошие, как было сказано в одной известной книге, правда, совершенно по другому поводу — «не холоден и не горяч». Могло быть и лучше, одним словом — но не стало. И причина тут все же не в штампах, обильно использованных создателями фильма, а в чем-то другом.
Желание хвалить по мере приближения к развязке исчезает практически полностью — всё потому, что повествование начинает рушиться под собственным весом. Главного героя, такого хитрого и предусмотрительного, в угоду хилой оппозиции выставляют чуть ли не самонадеянным олухом, а весь его план начинает казаться невероятной глупостью. Такому персонажу, как герой Батлера, следовало действовать в тени или на манер Конструктора Смерти играть со своими жертвами на протяжении многих серий, а не бездарно сгорать за один фильм. Из всего хорошего вспоминаются только эффектные кадры расправ — этого у режиссера Гари Грэя не отнимешь. Обидно, что рассказываемая им история даром не нужна.
Памятуя, сколько раз всякие законопослушные маньяки восстанавливали справедливость на экране голыми руками, какое-то время тешишь себя надеждой, что авторы не пойдут на сделку с совестью и разовьют историю своего инженера-мстителя в невиданную ранее загогулину. Тем более, что один из авторов, сценарист Курт Уиммер ("Эквилибриум", "Ультрафиолет"), звезд с неба хоть и не хватает, но вовсе не дурак, и загогулины у него временами получаются довольно славные. Да и десять лет, отпущенные герою для подготовки шоу, вполне достаточный срок, чтобы проявить, так сказать, инженерную фантазию и не ударить лицом в грязь. К сожалению, за отпущенные ему полтора часа "Законопослушный гражданин" методично реализует как раз последний вариант, притом разнообразным числом способов. Опять обидно, потому что за лицо гражданина отвечает в фильме модная физиономия Джерарда Батлера, с которой связаны в последнее время особо повышенные ожидания.
Благодаря крепким диалогам, изящным монтажным переходам и грамотному нагнетанию саспенса «Законопослушный гражданин» смотрится с неослабевающим интересом. Невооружённым глазом видно, что интерес к этому, в общем-то, типичному представителю B-movie поддерживался гигантоманией мистера Шелтона, требующей 40-миллионного бюджета. Но в результате замах «на рубль» оправдал себя лишь частично. Размышления на тему «закон что дышло, куда повернёшь – туда и вышло» и оттого неоднозначность Шелтона и Райса, философия всеобщей относительности входят в противоречие с жёсткими установками развлекательного кино. «Законопослушный гражданин» грациозно пытается усидеть на двух стульях, а они под ним разъезжаются.
В итоге мы получаем, что фильм мимо нас прошёл, профит всеми вроде получен, а статус-кво остался на месте. Идея — прекрасная, Батлер — прекрасен, Фокс — ни разу не главный герой, а сценарист и режиссёр хоть и старались изо всех сил, в итоге снова испортили всё, что могли, а ведь в середине фильма уже начинало казаться, что это физически невозможно. Впрочем, простому зрителю на все эти тонкости и проблемы должно быть глубоко наплевать. Ибо не нужно быть Куртом Виммером, чтобы домыслить самому себе, как ты бы хотел закончить этот фильм, какой финал был бы логичен персонально для тебя.
Судя по всему, сценарист Курт Уиммер задумывал «Законопослушного гражданина», как размашистую и злую трэш-оперу о том, как лихо современный мир стирает различия между добром и злом. К несчастью, своими пассами Уиммеру удалось задурить голову не только зрителю, но и постановщику собственного фильма Ф. Гэри Грэю. Тот, берясь за «Законопослушного гражданина», отчего-то решил, что снимает серьёзное кино с мыслями. И эта простая смена интонации моментально вышибла из «Гражданина» всё его потенциальное ехидное очарование. Лишившись страховочной сетки понимающей иронии, «Гражданин» предстал перед нами фильмом вздорным, глупым и не по-хорошему злым. Смотреть на схватку двух, в общем-то, гадин, с самым серьёзным лицом представленную нам, как борьбу добра со злом, довольно мучительно. В общем, кусок отменного трэша, воспринявший себя слишком серьёзно и тем самым всё испортивший