Новый ужастик «Заноза» создан в лучших традициях всех своих предшественников. Такая же буйная фантазия сценаристов. Такой же непереносимый временами трэш. Такое же развитие событий, как у Джорджа Ромеро и Джека Арнольда. Короче, неплохой в общем-то хоррор, снятый за маленькие деньги.
"Заноза" вызывающе и, кажется, принципиально вторична. А то, что рука бегает, так в бессмертной "Живой мертвечине" Питера Джексона жила и пыталась атаковать целая пищеварительная система-зомби, вывалившаяся из ходячего трупа. Историю про хороших и плохих парней, которые заперлись вместе, защищаясь от хаотической орды, в разных видах переснимали со времен "Рио Браво" и "Нападения на 13-й участок" раз сто. И конечно идея, что еврейский ботаник окажется самым храбрым парнем на деревне, тоже уже приходила в голову еврейским ботаникам. Но "Осада" такой жанр, что повторять его можно бесконечно, а парни с "Занозой", не претендуя на оригинальность, давят числом — тут есть разные ужасы на разные вкусы, и чего-нибудь вы точно испугаетесь.
«Все нормально, мы просто отрезаем тебе руку», — фильму можно быть благодарным уже за одну эту фразу, произнесенную будничным голосом (после чего человеку действительно отрезают руку), в обиходе пригодится. Учитывая, что молодой режиссер по основной специальности работал на спецэффектах, можно было ожидать главного удара именно на этом направлении, но нет: зло в фильме выглядит настолько неприятно чисто внешне, что его показывают в основном вспышками на суперкоротких планах. В то же время человеческая история развивается неожиданно интереснее, чем предполагает сюжет.
Дешевая, разыгранная на шестерых на маленьком клочке пространства «Заноза», конечно, не оригинальничает — даже сросшиеся тела жертв где-то уже были, — а аккуратно эксплуатирует одно жанровое клише за другим. Оттого сидеть как на иголках вы тут не будете. Но есть, впрочем, и удачные находки — так, гопник наполняется уважением к ботанику, когда тот с азартом по локоть отрезает ему уколотую руку.
Самое простое решение по подавлению естественного раздражения и безболезненному перевариванию «Занозы» находится в плоскости посильной активизации чувства юмора. Если долго медитировать и работать над собой, приходишь к выводу, что в веселом бесстрашии, с которым режиссер плюет на все возможные законы – кинематографические, научные, медицинские, логические, – ему недостает разве что приятеля-Тарантино, телок, хорошей компании и совсем немного зеленых, чтобы сделать из «Занозы» трэш-хоррор, столь же смешной и убойный, как «Планета страха» Родригеса.