В фильме Защитник бывший полицейский становится свидетелем покушения русской мафии на двенадцатилетнюю китайскую девочку и, спасая её, втягивается в криминальные международные разборки.
Из собственных сюжетных построений «Защитник» выпутывается бодро и не без формального блеска. Герою Джейсона приходится поработать не только ногами, но и головой (в смысле, и бить ею кого-то в лицо, и сочинять довольно хитроумные планы, чтобы проскользнуть к свободе сразу между четырёх конфликтующих сторон). Вердикт Кочерыжкина – практически прекрасный в своей невероятной сюжетной навороченности боевик с Джейсоном.
Режиссёр-сценарист, возможно, не достигает такого же идеального баланса между брутальностью и сентиментальностью, как Люк Бессон1, тоже поведавший трогательную историю защитника – профессионального убийцы Леона, не позволяющего сгинуть совершенно чужой ему девочке. Но Якин точно не уступит французскому коллеге по части зрелищности перестрелок и глубине характеров, прибегая к новаторскому решению2, например, в эпизоде похищения Мэй русскими или – в отличной сцене драки Люка с головорезами в вагоне поезда метрополитена.
Их других положительных моментов выделяется отменное взаимодействие между героем Стэтхема Люком Райтом и Мей, которую сыграла замечательная юная китаянка Катрин Чан. В какие-то моменты кажется, что сюжетная линия «одаренный ребенок/защитник» здесь обыграна даже лучше, чем в «Меркурии в опасности» Брюса Уиллиса.
«Защитник» наполнен оружием, стрельбой, трупами, погонями и коррупцией, но этого много в любом экшене. Фильм Боаза Якина примечателен двумя вещами, выделяющими его картину от всех остальных. Причём первой из них сможет проникнуться каждый: настоящим открытием для киноманов станет юная Катрин Чан, сыгравшая маленькую девочку.
Грубый, изматывающий, будоражащий боевик с развязкой, которая привела бы в восторг Сэма Фуллера или Ховарда Хоукса. Стэтем на пике формы. Ничего удивительного: если кто не в курсе, он на самом деле принимал участие в олимпийских играх!
Боевик «Защитник» тестирует актерский талант Джейсона Стэтема в несколько новом для него амплуа, когда герой не бьет все, что движется, а, вообще, рад возможности уйти от лишней драки и ненужных жертв. В удачном дуэте с Кэтрин Чан его персонаж не только обретает смысл жизни, но и опять не забывает изредка шутить, не теряя при этом своей брутальности. Обилие действующих лиц здесь поначалу запутывает, но затем сценарист и режиссер фильма, Боаз Якин, все расставляет здесь по своим местам, разыгрывая сложную криминальную партию с несколькими сюжетными интригами и еще динамичными схватками в декорациях Нью-Йорка и Филадельфии, лоснящихся от света самых разных оттенков.
К голове актера, исполняющего роль здешнего ангела-хранителя, временами действительно хочется подрисовать нимб. За последние десять лет Стэтем, кажется, стал главным и единственным апостолом, да чего уж там апостолом, божком олдскульного голливудского боевика — жанра, который, как волосы на стэтемовской макушке, редеет на глазах.
Парочка оригинальных поворотов сюжета все же есть: две важные драки, назревающие в фильме, попросту сливаются. Такой расклад может разочаровать поклонников линейных боевиков и фанатов стэйтемовского мочилова, но, с другой стороны, они же могут воскликнуть: «Вау! Хоть что-то новенькое!» Видимо, на то и рассчитывали.
«Защитник» - это очередное не выдающееся кино, однако, честно сделанное в рамках указанного жанра, любителям криминальных боевиков будет интересно.
Теперь Стетхем — гарант стабильности и ждать сюрпризов от него пока не приходится. В «Защитнике» происходит то же самое, что и в большинстве фильмов подобного рода. От штампов не спасают ни китайские Триады (смотрите лучше кинопродукцию Гонконга), ни русская мафия (ах да, Стетхем очень смешно говорит по-русски), ни демонстрация восточных единоборств (актер вместе с Гаем Ричи профессионально занимается джиу-джицу). Но от тех, кто предпочитает именно такое — бессмысленное и беспощадное зрелище, щедрое на динамику и крутой экшн — «Защитник» гарантирует примитивное удовольствие, которое иногда бывает куда более уместным, чем «высокохудожественный» авторский нарратив.