Фильм Завод представляет собой криминальный драматический триллер по сценарию Юрия Быкова (Майор), им же и поставленный. В центре сюжета - захват простыми отчаявшимися рабочими богатого олигарха в качестве заложника с целью большого выкупа, ведь их завод хотят закрыть и теперь работягам уже совершенно нечего терять. Продюсерами картины также выступили Шарль-Эврар Чехов (Лето) и Эдуард Илоян (Последний богатырь, Кухня. Последняя битва, Коллектор, СуперБобровы). Премьера картины состоялась в сентябре 2018 на Международном кинофестиваль в Торонто, а в широкий российский прокат криминальная драма Быкова доберётся лишь в феврале 2019.
Действие фильма развернётся на закрытом заводе, чьи работники и бывший спецназовец Седой, доведённые обстоятельствами до крайности, решаются на отчаянный шаг и захватывают в плен бизнесмена Калугина, владельца этого завода, который теперь решено закрыть, после того, как рабочим итак полгода не платили положенные зарплаты. Отвезти захватчикам деньги берётся Туман - глава личной охраны олигарха, а с ними отряд вооружённых до зубов парней, готовых устроить настоящую бойню, если потребуется, чтобы спасти и вызволить своего работодателя. Но они ещё не знают, что террористами являются обычные рабочие завода, пошедшие на крайние меры, чтобы прокормить свои семьи и жить дальше, потому цена выкупа за Калугина оказывается довольно высокой и существенной суммой.
Актёрский состав фильма включает в себя таких артистов российского кино, как Андрей Смоляков (Пришелец, Тренер), Денис Шведов (Жизнь впереди, Танцы насмерть), Владислав Абашин (Три дня до весны, Скольжение), Иван Янковский (Дама Пик, Ночные стражи), Александр Бухаров (Господа офицеры: cпасти императора), Алексей Комашко (Крым), Александр Баширов (Карп отмороженный, Хармс), Дмитрий Куличков (Кислота, Рубеж, Жить, Брестская крепость) и другие. Прокатчиком выступает «Централ Партнершип». Дата премьеры в кинотеатрах России назначена на 7 февраля.
Прихотливая конструкция вновь существует у Быкова по закону единства места, действия и времени, но упакована на сей раз в привлекательную для масс оболочку остросюжетного боевика. Не изменяя себе ни на йоту, режиссер создал безупречный продукт на стыке авторского и массового кино без тошнотворных типажей «плохих» и «хороших» парней.
Правда по Юрию Быкову времени «Завода» — в милосердии, сострадании и способности в каждом рассмотреть отдельного человека с его собственными мотивами.
Быков не даёт никаких решений проблем, не показывает примера, а демонстрирует, что все мы люди. Жертвы системы и обстоятельств или собственной лени и ограниченности – не важно. У каждого свои понятия о справедливости, у каждого свой порог, за который страшно переступить, а потом очень сложно вернуться назад.
«Завод» — это кино для наших людей, про наших людей и от нашего человека. И если вам что-то очень сильно не понравилось — возможно, это ваше отражение.
Главный отечественный правдоруб отечественного кинематографа Юрий Быков после перерыва на обещание бросить кино снял, по сути, очень тонкий фильм.
Вполне голливудские жанровые традиции спорят в картине со свойственной этому режиссеру древнерусской тоской.
Режиссер «Дурака» и «Майора» снова берется за самый близкий для себя жанр – за жанр социальной драмы, причем в самом бескомпромиссном ее варианте. И снова отказывается смягчать удар. Наоборот, он закручивает гайки конфликта между «верхами и низами» до предела – до тех пор, пока не сорвет резьбу. Или крышу.
С кинематографической точки зрения «Завод» — лучшая работа Юрия Быкова, не такая вымороченная, как «Жить», не такая сырая, как «Майор» и не такая нарочитая, как «Дурак». Это работа зрелого, уверенного в себе мастера, почти до самого финала понимающего, что и зачем он делает.
«Завод» – типичный фильм о русской тоске. Вечно моросящий холодный дождь бьёт по ржавым зданиям. Цеха и помещения фабрики прогнили, а довершает всё портрет Ленина и фотография какого-то жухлого «сахарного» Кремля в одном из подсобных помещений.
Пускай Быков чрезмерно прямолинейный и буквальный — «Дураку» это совсем не помешало стать громкой социальной драмой. Да и сам режиссер говорил: «В конце концов, мне просто неинтересно делать по-другому. Я не хочу. Точка».
«Завод» ― самый жанровый фильм Юрия Быкова. Твердолобый, задушевный, плакатный боевик, который не стесняется разговаривать со зрителем лозунгами пролетарского прошлого. Прямолинейно мужское кино, в котором женских персонажей не хватает так же остро, как и свежести самой задумке.
Жестокую прямолинейность «Дурака» в «Заводе» сменяет более шаткая структура, где менты после получаса исчезают, так ничего и не сделав, а ключевым персонажем оказывается оправдывающий своё прозвище, таскающий туда-сюда деньги герой Владислава Абашина, который здесь единственный актёр, не укладывающийся сходу ни в один типаж.
Вскормленный абсолютизмом, взывавший к резонам и рацио классицизм с его опорой на иерархии был вполне себе государственным стилем. И Юрий Быков в своем собственном театре масок и ролевых моделей вполне себе государственный, гражданственный художник.
«Завод», будучи наиболее экстремальным по первоначальному посылу, внезапно сникает и скукоживается, словно его создатель счёл за благо смикшировать чересчур напряжённую ситуацию и найти примиренческий выход во вроде бы безвыходном положении, сделать так, чтобы волки были сыты, однако не все овцы оказались целыми.
Парадокс, как верно подмечает Юрий Быков, заключается в том, что в обществе, где высокие идеалы отринуты и подменены стремлением к наживе и примитивным удовольствиям, счастье недостижимо в принципе. Недостижимо ни для кого, включая сильных мира сего, не говоря уже о приспешниках. Оттого развязка кажется ещё печальнее.
«Завод» - кино чуть менее наивное, прямое и бесхитростное, чем «Дурак», хотя и наивности, и прямоты в нем тоже хватает.
Надо отметить, косметический ремонт, проделанный автором в пространстве своей собственной некогда шершавой режиссуры, никак не отразился на сюжете ленты. Здесь Быков до последнего кадра верен себе.
Картина движется вперед, как хорошо отлаженный механизм, в котором и динамичный монтаж, и операторская работа Владимира Ушакова, и даже музыка, написанная самим Быковым, создают ощущение плотного клаустрофобичного саспенса. Как ни странно, лишней в этой композиции оказывается та самая социальная критика, на которой строится авторская репутация Быкова. Допущения, вполне простительные для жанрового кино, смотрятся странно в серьезной ленте о свинцовых мерзостях нашей действительности
«Завод», учитывая больший опыт режиссера и сценариста, наступает не на все грабли, а между тем и до конца срастись ему все-таки не удается. О новом откровении Быкова говорить, конечно, не приходится, вот только наблюдать за движением режиссера — не вниз или наверх, а куда-то в сторону — остается делом поистине занимательным.
Прежде всего, это прекрасный триллер, напряжение в котором начинается с первых кадров и непрерывно нарастает почти до конца фильма.
Русское «серьезное» кино так и не может преодолеть своего высокомерия к «низкому» жанру боевика, даже вроде бы в нем выступая. Боевик без финальной «главной драки»? С наивными и невнятными философствованиями вместо нее? Нет, так это не работает.
Завод не оставляет после себя ни рубцов, ни отметин, в душе спокойно, никого не жалко, верхушка может быть спокойна — существа существуют. Крик отчаяния Тумана про «живи» выглядит издевательством.
Быков обнажает собственную уязвимость, сопряженную с банальным правдоискательством как главным творческим двигателем. Ставил ли подобные цели режиссер на самом деле – большой вопрос.
«Завод», при всех своих достоинствах, убеждает, что самому Быкову сейчас нужно не совсем то, чего от него ждет зритель, влюбившийся в смелую откровенность «Майора» и «Дурака», жаждущий обличения существующей и, увы, только укрепляющейся системы
От умозрительности и занудства, свойственного школьной классике, «Завод» спасает лишь то, что он впервые в отечественной традиции работает с какой-то готовой формой, жанром. И когда в кульминационный момент начинается драка — всё встаёт на места. Фильм превращается в неплохой, крепко сколоченный боевик.
Очевидные достоинства фильма к финалу будто бы превращаются в его недостатки, оставляя ощущение, что авторы перемудрили.
Фильму, который начинается просто, потом «долго запрягает», но все-таки лихо закручивается ближе к финалу, опрокидывая некоторые ожидания, отчаянно не хватает разрядки и катарсического финала – вместо него упомянутая выше безысходная закольцованность, больше, кажется, для красоты.
Быков вообще снимает брутальное мужское кино. Все судьбы восставших он показал очень схематично - в течение нескольких минут короткими планами. И возможно - это основная ошибка фильма.
Жаль, конечно, что лучшим решением в ситуации противостояния бедных и богатых для Быкова, согласно его фильму, является вмешательство силовых структур. Есть в этом какое-то глобальное противоречие. Можно ли добиться справедливости насилием? Нет. А силой? А силой можно.
Фильм вроде бы остросоциальный, но и остроту, и социальность зрителю предстоит домысливать самому. Имея дело с российским кино, все чаще приходится говорить не о том, что в нем есть, а о том, что могло бы быть.
В критически важные моменты - те, что у выдающихся художников становятся точками опоры для программных высказываний или, на худой конец, диагнозов обществу - Быков принимается судорожно тасовать художественные методы и разоблачает собственную драматургию. Вот, скажем, экшн - хоть и добротно снят - оборачивается наивным копированием стилистики VHS-боевиков.
В этой попытке быть метафоричнее, символичнее, умнее в конце концов и есть главных грех «Завода». Если раньше Быков мог протолкнуть откровенную социальщину через жанровое ядро, то теперь не хватает и его. Хотя жанровости тут, надо заметить, больше прежнего — не открывай герои так часто рот, из фильма вполне мог бы выйти достойный криминальный боевик.
Никакой это не народный фильм. Нет в фильме народа, нету в фильме работяг. Это сам Быков с приклеенным веком и нарисованными дырками от пуль вопрошает у власти: доколе?! А что именно «доколе», он и сформулировать не в состоянии.
Толком его не закончив, режиссер быстро возвращается к исходному остросоциальному нытью. Потому что, конечно, нельзя в России просто снимать жанровое кино — надо обязательно потягаться с Балабановым, поговорить о вечном и важном.