Успех фильма во многом определила отличная команда. Режиссер Мишель Годри, известный своею любовью к советским мультфильмам, в этот раз опробовал себя в экранизации комикса - и преуспел он в этом ничуть не меньше, чем в сентиментальных историях о потерянных во взрослом мире инфантилах. В этом фильме Гондри вместо кукольной и психоделической анимации сделал ставку на современные 3D-технологии, но при этом ему удалось сохранить характерную атмосферу сказочности и даже наивности, присутствующую во всех фильмах режиссера. В результате получилась отличная комедия: веселая, остроумная, захватывающая и динамичная. В ней нашлось место и погоням, и дракам, и романтике, а отличный актерский состав и талантливый режиссер завершают идеальную картину.
Если бы не Като, нескучный экшен и юмор, концепция "Зелёного шершня" обернулась бы против него самого. Но стократно превосходящий протагониста сайдкик замечательно раздаёт люлей, пиротехники и постановщики автомобильных трюков не халявят, а Кристофер Вальц каждый раз даёт джазу не хуже, чем в "Бесславных ублюдках". Вполне себе весомые аргументы в пользу. В своём роде "Зелёный шершень" — тупиковая ветвь развития супергероического жанра. Расти ему в принципе некуда: поумнеет — потеряет своё лицо; скатится в откровенную глупость — станет невыносим. Лучше, чем сейчас, увы, уже не будет.
Чтобы понять, каким получился «Зеленый шершень», достаточно представить, что сюжет «Перемотки» воплотили в жизнь. Гондри, впервые получивший баснословный бюджет, поступает с ним так же, как если бы снимал независимый фильм, — эффектно и увлекательно пускает деньги на ветер. Сет Роген и в роли супергероя кривляется так, будто забыл выйти из образа апатовского персонажа. И если Гондри сейчас не вышлют из Голливуда обратно во Францию, успех его нового фильма ознаменует хоть и небольшую, но, безусловно, важную победу позитивного инфантилизма над главенствующим в кинокомиксах последних лет тяжеловесным реализмом.
Конечно же, посмотрев «Зеленого шершня», вы поймете, что, несмотря на всю иронию, перед вами очередная история рождения американского супергероя. Ведь даже ирония сейчас в кино стала привычной вещью. Но это кино лишено главного отталкивающего элемента подобных фильмов – пафоса и морализаторской агитки. Поэтому, учитывая еще, что картина выходит в формате 3D и IMAХ, «Зеленого Шершня» можно смело назвать главным развлечением студенческих каникул этой зимой.
«Шершень» — пустяк, которых очень не хватает, с тех пор как фильмы про людей в масках стали дружно притворяться серьезными высказываниями на тему добра и зла. Это смешное, очень глупое, при этом виртуозно сделанное кино про то, как два придурка побеждают зануду. Кажется, в повседневной жизни битва добра и зла обычно выглядит именно так — бытовым конфликтом между теми, кто понимает шутки, и теми, кто их почему-то не понимает.
Составленный из приятных деталей "Зеленый Шершень" оставляет целостное впечатление, чего не хватает почти всем фильмам, построенным на удачных находках. Вообще приятно, когда неглупые люди ненавязчиво играются в детей, пускай и под предводительством вечно двенадцатилетнего Мишеля Гондри, чьи не всегда уместные прорывы инфантильности вызывают в данном случае исключительно умиление. Гондри выбрался из переделки изящно: кроме пистолета с двумя стволами, драки мягкими игрушками и сцены, где герой Сета Рогена у себя в голове выстраивает нехитрую сцену всего произошедшего с ним за последние дни, "гондри" как стиля в фильме больше нет. Аккуратно и временами эффектно экранизировав сценарий, он сделал именно то, что требовалось - то есть не испортил лишними деталями и хендмейдовщиной удачный сценарий.
Казалось бы, гремучая смесь Гондри-Роген просто обязана сработать и вылиться в нечто ранее не виданное. На выходе, однако, от Гондри в этом потешном боевике не осталось и следа. Его привычный причудливый юмор тонет в высокобюджетном 3D-экшне. Роген в роли Рида, впрочем, такой же чудак, каким мы привыкли его видеть, разве что сильно похудевший.
«Зеленый Шершень» из еще одного кинокомикса превратился в высокобюджетную войнушку мирков. Соблюдя все формальности в смысле количества взрывов и динамики, Гондри избежал и болотистого драйва нолановского Бэтмена, и трагикомизма «Пипца», и пафоса «Хранителей». Пришлось избавиться, впрочем, и от обычных для режиссера целлофановых рек с картонными берегами, но осталось главное — ощущение того, что в нынешнем мире игра (и вообще все, что понарошку) осталась единственным действительно благородным, обаятельным и безобидным, в общем-то, делом.
«Зеленый шершень» Мишеля Гондри имеет шансы войти в историю благодаря самому тупому герою, самому трогательному злодею и самому разрушительному способу доставить сенсационную новость на верстку газеты. Вы видели Сета Рогена? Он похож на капризного младенца, увеличенного до размеров взрослого в меру упитанного мужчины в самом расцвете сил. А силы он тратит на то, чтобы бузить, скакать по экрану в пижаме и бросаться телевизорами. Для «Зеленого шершня» этот Карлсон написал сценарий — совместно со старым друганом Эваном Голдбергом, который придумывал шутки для Саши Барона Коэна. Гондри, которого вечно попрекают инфантилизмом, отлично с ними спелся, дополнив словесный ералаш таким же юмористическим видеорядом.
В каком-то смысле «Шершень» исполняет довольно благородную миссию — он возвращает супергеройское кино в прошлое, туда, где во времена до «Железного человека» и «Тёмного рыцаря» (безо всяких претензий к обоим, разумеется) «кино по комиксу» означало не свинцовый трагизм и глубокую психологическую подоплёку, а безудержное, слегка бесноватое веселье от толпы хороших актёров. Примерно как в «Дике Трэйси» или, скажем, «Маске». Понятно, что в свете успехов всё тех же Фавро и Нолана, миссия эта немного суицидального толка, что подтверждают довольно убийственные критические рейтинги — но этот тот самый случай, когда безумству храбрых чего-нибудь спеть, в общем, не помешало бы.
Юморных моментов в фильме мало. Есть хороший прикол с усыпляющим газом, но на этом все достоинства фильма заканчиваются. Ну да, взрослые мужики дурачатся как умеют, но в целом ничего особенного. Ни мотивации, ни каких-либо вменяемых спецэффектов. Роген выглядит столь же топорно, как и в предыдущих картинах с его участием. К сожалению, я так и не смог понять, в чем прикол. Юмор на уровне «Аншлага». Впрочем, если вас такой юмор заводит, то флаг вам в руки. Фильм в целом на троечку, разок посмотреть можно, если не уснете.
Подобные фильмы берут, прежде всего, самоиронией. Здесь подробно высмеиваются самые часто используемые кинематографистами штампы жанра вроде стремлений быть "таким как все" или сверхпафосных самопожертвованиях. В "Зеленом Шершне" именно эти эпизоды и радуют больше всего, особенно когда видел до этого, так сказать, "оригинал" пародируемой сцены. Правда, после просмотра понимаешь, что этих сцен в ленте не так уж и много, и это очень огорчает. Фильм получился уж слишком неровным практически по всем аспектам. В целом, нельзя сказать, что фильм откровенно плох. Те шутки что есть, "выстреливают на ура", а в не самых интересных эпизодах дело спасают актеры и интересные гаджеты. Конечно, до лавров "Пипца" ему далеко, но и до откровенного провала лента ни в коем случае не опустилась.
По сравнению с «Пипцом» и даже с «Хэнкоком», камня на камне не оставляющими от супергероического комикса, «Зеленый Шершень» – довольно бледное полотно, то есть, в общем-то, шаг назад. Стеб выглядит умеренно вялым, главный герой в исполнении Сета Рогена не только не имеет никаких ярко выраженных свойств, но даже отсутствие свойств не в силах сыграть ярко, а крайне перспективная идея «обмануть злодеев: быть хорошими, но действовать как плохие» вовсе не получает хоть сколько-нибудь адекватного развития. Одним словом, новоиспеченный The Green Hornet, говоря его же собственным языком, определенно sucks.
Целый фильм понарошку. С навороченными спецэффектами, гламурными вечеринками, безликими Белыми рыцарями и супертачками, норовящими сравнять с землёй полгорода. Кажется, Гондри так и не понял, что он снимал, и потому желал угодить всем, Роген так увлёкся диалогами, что забыл написать остальное. Все прочие старались как могли, но кино, ко всему прочему приправленное ещё и совершенно топорным триде, это уже не спасло. Печально, что самое посредственное произведение гениального Гондри собрало больше всех его остальных фильмов, вместе взятых, в несколько раз. Эдак мы никогда не дождёмся второго «Вечного сияния».