Фильм Железный рыцарь расскажет о том, как в XIII-ом веке группа рыцарей Тамплиеров защищает Рочестерский замок от тирании короля Джона.
«Железный рыцарь» не просто снят в Уэльсе: это даже не английское, а именно валлийское кино. Скупое на эмоции, брутальное, с безукоризненным ощущением фактуры, без всякой гламурно-глянцевой поволоки, которая превращает исторический фильм в «костюмный». Джонатан Инглиш и его оператор Дэвид Эггби мастерски передают физиологию ландшафта, достраиваемого тонкими и одновременно физически мощными музыкальными стилизациями Лорны Бальф. Главная «фишка» Джонатана Инглиша – это, безусловно, физиология ближнего боя. Гиперреалистическая, абсолютно бескомпромиссная резня, заливающая пространство кровью и смертью под аккомпанемент английского хрипа и заостренного скандинавского рыка, составляет максимально сгущенную плоть кадра.
Джонатану Инглишу удалось снять то, что никак не получалось у режиссеров, работавшим с этим жанром последние годы. Нельзя сказать, что «Железный рыцарь» оставил такие же впечатления, как, к примеру, «Храброе сердце» Мэла Гибсона или даже «Первый рыцарь» Ричарда Гира. Но если принимать во внимание небольшие масштабы постановки (в том числе минимальный бюджет), съемки без привычного голливудского размаха, а также отсутствие топовых актеров, то данный фильм однозначно оставляет хорошее впечатление.
Все эти прекрасные люди — включая даже Кейт Мару — почти два часа заняты только тем, что убивают всех, кто попадается под руку, а в оставшееся от жесткого мочилова время зачем-то беседуют о любви и судьбах нации. Беседы-то ладно, но вот по части жестокости Инглиш явно переборщил. Разрубленные от макушки до пояса тела, отсеченные мечом конечности, четвертование, вырванные языки и прочие радости средневековой жизни показаны в фильме так реалистично, что кровавые картинки еще долго не выветриваются из памяти. Но все-таки — как же приятно сознавать, что есть еще люди, снимающие кино про то, что даже один в замке — воин, а мужчина рожден для боя, как птица для полета.
Сценарист и режиссер Джонатан Инглиш, прежде известный по телефильму "Минотавр", заставляет неплохих актеров произносить довольно фальшивые реплики, но картинка жестокого средневековья выглядит убедительной. Пол Джаматти — отличный злодей, произносящий гневные речи про божественное право монарха, потрясая кулаком и жуя бороду, а его датский приспешник таскает на плече здоровенную секиру, готовясь к неприятным сценам исторически познавательного насилия. Хотя это и не костюмный фильм про средневековье от канала "Культура", из него можно почерпнуть пару познавательных фактов.
С одной стороны, это «Семь самураев», но в Англии XIII века: пятерка профессионалов войны, бандит и восторженный юноша защищают небольшой населенный пункт от превосходящих числом сил противника. С другой — упражнение в таком же популярном в Азии жанре «героической мясорубки»: топоры с хрустом перерубают кости, зияют раны, клюквенный сок орошает объектив. Фильм легко упрекнуть в отсутствии драматургической изобретательности: большую часть времени это рутинное ожидание очередной попытки преодолеть стены и не менее рутинная рубка при защите этих стен. Но именно за это можно и похвалить: средневековая осада вряд ли отличалась особым разнообразием сюжетов или красочностью, так что в плане достоверности отсутствие движения только в плюс. Увы, авторский коллектив во главе с режиссером Джонатаном Инглишем не удерживается в рамках обусловленного, помимо прочего, бюджетом гиперреализма и позволяет себе ряд художественных вольностей.
Такие проекты, как «Железный рыцарь», вызывают недоумение – неужели создатели серьезно рассчитывают на то, что в мире найдется много людей, желающих два часа смотреть на отрубленные руки и ноги в беспросветном мраке давно неактуальных исторических событий (подлинность которых также ставится под сомнение)? А главный герой, в очередной раз демонстрирующий все штампы представленной эпохи, даже в образе средневекового мачо тянет лишь на учительницу первого класса, с вдохновенной улыбкой обучающей наивных семилеток прописным истинам окружающего мира.