В фильме Женщина в чёрном молодой юрист приезжает в небольшую деревушку, составить документы по одному старинному поместью. Прибыв на место он все глубже погружается в мрачные тайны этого недружелюбного места, разгадывая секрет таинственной женщины в чёрном и жуткого убийства нескольких деревенских детей.
В середине «Женщины» Уоткинс вообще отваживается на прекрасный финт — минут на двадцать экранного времени он оставляет героя Редклиффа, стряпчего, прибывшего в глухомань разобраться с бумагами умершей дамы, одного в особняке с призраком. И эти двадцать молчаливых минут — лучшее, что есть в фильме, убедительный мастер-класс по тому, как должно выглядеть настоящему элегантному хоррору, который в состоянии напугать вас до чёртиков, не произнеся ни единого слова. Вердикт Кочерыжкина — со всех сторон отличный английский готический ужастик
Истлевшие кружева готики скрывают у Уоткинса вполне современную начинку, что по очереди отсылает нас ко всем важным ужасам современности от "Звонка" до "Сайлент Хилла". И угадывание этих раскавыченных цитат составляет дополнительную забаву во время просмотра. Не то чтобы, впрочем, в ленте не хватало других источников для развлечения. Различные пугалки, расставленные Уоткисом по всем углам, срабатывают ровно в тот момент, когда ты перестаешь этого ожидать, отчего некоторые сцены превращаются в настоящий аттракцион с подпрыгиваниями в кресле.
Фильм «Женщина в черном» больше всего напоминает квест в старом стиле, когда графика может быть и не очень, но ход сюжета увлекает и притягивает внимание. Помню как в конце 90-х мы собирались компанией и проходили Gabriel Knight, 7 Guest и Phantasmagoria, предварительно, для усиления эффекта, выключив свет. Вроде бы и сюжет линейный, и вправо-влево уйти нельзя, но даже наблюдать за тем, как главный герой шаг за шагом приближается к разгадке, было очень интересно. Вердикт: очень хороший триллер про дом с привидениями.
Честное кино про дом с привидениями — в XXI веке заведомый анахронизм, и задача-минимум тут примерно совпадает с задачей-максимум: должно быть страшно. Ну что ж — довольно страшно. Даже когда в ворохе старых бумаг герой вдруг обнаруживает фотографию Алисы Хазановой, звезды «Сказки про темноту», как-то попавшей, пусть и столь символически, в настоящую сказку про темноту.
Готический триллер «Женщина в черном» активно эксплуатирует идеи старой школы в жанре ужасов, хотя и не спешит обогатить их чем-то инновационным или современным. В те времена зрителей пугали не объемом вытекшего из жертв красного «кетчупа», а скрипучим паркетом, стучащими дверными ручками или даже эффектом необычного кадра, внезапно обрывающего любые другие визуальные планы. Все же фильм «Затащи меня в ад» (Drag Me to Hell, 2009) из похожей когорты историй выглядит гораздо страшнее.
Если первоисточник, роман англичанки Сьюзен Хилл «Женщина в черном», был скорее мистической драмой, то экранизация Джеймса Уоткинса — уже стопроцентный фильм ужасов, причем довольно жуткий. Заводные игрушки, мелькающие в зеркалах тени, неожиданно захлопывающиеся двери — середина фильма смотрится как мастер-класс знатного хоррормейкера.
Кому–то покажется, что он не дотягивает, не доигрывает, кто-то скажет, что он так и не вырос из юного волшебника. Но для меня он внес ту настоящую жизнь, трогательность и наивность, которых не хватает актерам в этом жанре. Он совершенно искренне переживает каждую смерть в тихом, но не спокойном городке. Не изображает лица, искорёженного страхом, потому что его герой ищет смерти. Со многими задачами он успешно справился.
в фильме Уоткинса, как в учебнике, можно найти все ингредиенты канонической страшилки – наследницы «Невинных», «Сияния» и множества других фильмов, заставляющих и сейчас останавливать DVD на середине, потому что больше нет сил бояться, и не выключать свет перед тем, как ложиться спать.
Сам Рэдклифф, похоже, показал все, на что способен на текущий момент. Огрехи были – парень должен продолжать шлифовать свое актерское мастерство. Но общий его уровень был достаточно высок, чтобы без угрызений совести занести «Женщину в черном» в актив молодому артисту и констатировать его профпригодность как свершившийся и непреложный факт.
Традиционалистов, однако, может немного смутить присутствие в стилистике "Женщины в черном" посторонних примесей. Чувствуется, что и режиссер, и автор сценария Джейн Голдман находились под влиянием многочисленных "Звонков", считая, что викторианскую атмосферу первоисточника только освежит пара-тройка приемов из современных японских ужастиков. В результате английские призраки иногда издают довольно противные визгливые звуки, которые не очень хорошо сочетаются с тщательно подобранными интерьерами и антуражем добропорядочного старинного дома с привидениями.
«Женщина в чёрном» больше всего напоминает старательно написанное школьное сочинение – в полном соответствии с шаблоном, который уже успели замусолить предыдущие поколения учеников. Работа качественная, материал усвоен, кое-где даже видны робкие попытки его обработки. Но подлинным творчеством или независимым мышлением здесь и не пахнет. Можно ставить или тройку, или четверку – на усмотрение преподавателя.
В целом, "Женщина в черном" страдает от своих же ужасов, но выигрывает благодаря своей же, тщательнейшим образом прописанной обстановке. Это не очень страшно, но дико атмосферно и притягательно с визуальной точки зрения, а неоднозначная концовка оставляет после себя довольно приятное послевкусие. Да и, в конечном счете, пропустить столь интересное перевоплощение Рэдклиффа будет просто моветоном.
По большому счету, жаловаться на что-то помимо заезженного сюжета сложно. Перед нами просто еще одна добротная история о призраках, качественная, но малоотличимая от прочих. Рэдклифф по-прежнему слегка фанерный и даже в самых пугающих эпизодах изображает, скорее, легкое недоумение, чем ужас.
Да, дико перспективный Уоткинс старается изо всех сил. Очень живо представляется, как перед съемками он сидит небритый, лохматый и невыспавшийся в темной-темной комнате, заставляя себя проглотить за пару ночей все серии японского «Звонка» и чего-нибудь из непременного Хичкока. Увы, очевидно, что его новый фильм — это компиляция из чужих страхов. Пожалуй, ровно по этой причине куда более личное для автора «Райское озеро» по сей день заставляет зрителя по-настоящему содрогаться, а история злой мстительной мертвячки — всего-навсего вздрагивать.
В фильме Уоткинса сюжет выстроен настолько жёстко, что мог бы даже тягаться за лучшую десятку картин подобного характера, если не одно но… Минусом картины стала игра Рэдклиффа, подошедшего к своему новому заданию слишком академично. Видно старание молодого актёра, но при этом сказывается отсутствие необходимого опыта. Дэниэл, к сожалению, банально не сумел вжиться в своего персонажа, чтобы лучше раскрыть его характер.
Собственно, если целью фильма было определенное количество раз вызвать чувство физиологического, рефлекторного страха, заставить дважды или трижды подавиться попкорном и т. п., – цель достигнута, кино удалось. Если целью было что-нибудь другое, все равно что, – труд пропал даром. Предыдущий опыт Джеймса Уоткинса – дебютное «Райское озеро» – оказался несколько более удачным.
Предсказуемо всё, но после героических ныряний Рэдклифа становится ещё проще и посредственней, потому что по итогам немудреного детектива оказывается, что смысла в истории не больше, чем в пионерской пугалке на ночь. Женщина в чёрном так и остается спецэффектом с одной функцией — пугать, дети отходят в мир потусторонний, опять же, чтобы пугать, а на пустом месте трагизм не рождается, даже если весь викторианский детсад начнет есть щёлок или таранить поезда.