Фильм Жизнь за один день расскажет о том, как 24 июля 2010 года тысячи людей со всего света прислали видеоклипы о своей жизни на YouTube. Они стали участниками проекта «Жизнь за один день» — исторического эксперимента по созданию документального фильма об одном дне из жизни планеты.
Нет, не истории и сюжеты вспоминаем мы из любимого кино, а, скажем, две ускользающие секунды, за которые в глазах детей успевает отразится Млечный путь, пока их отцы направляют лодки в море. Такие кадры немногие хорошие режиссеры готовы подкарауливать всю жизнь, притом без всякой гарантии на успех. Но достаться они могут кому угодно, и тогда у кинокритиков появляется хорошее оправдание своей профессии. "Жизнь за один день" почти вся состоит из таких моментов — Макдональду и Скотту оставалось лишь ловко щелкать ножницами: фильм, по сути дела, представляет собой оду даже не десятой музе, а одиннадцатой, отвечающей за искусство склеивания прекрасного из тривиального.
Фильм пропитан нежностью к человечеству. Каждый микросюжет хочется развернуть до полнометражной картины. Иногда персонажи, которые были в начале, появляются во второй половине снова, и ты их встречаешь уже как родных. Люди такие интересные. И такие беззащитные. В финале лента становится серьезной, - 24 июля были и конфликты, войны, смерти, трагедии.
Проект «Жизнь за один день» подразумевал, что свой видеовклад может сделать любой желающий. Тем не менее, при просмотре фильма обращаешь внимание, что съемки сделаны вполне качественно и выглядят сочно и привлекательно. К счастью, вы не увидите здесь полтора часа скучного и мутного home video. Будем надеяться, что это заслуга не только профессиональной команды, но и самих авторов, которые поделились со зрителями своими сокровенными моментами, опасениями, страхами и мечтами.
Слащавость не исчезла совсем — тут есть и бесчисленные младенцы, и играющее в волосах солнце, и смываемая морем надпись «Я тебя люблю», — но после этого марафона кажется, что посмотрел не только сотню плохих документальных фильмов, но и пару десятков хороших, спрятанных в молниеносный хронометраж, как ненаписанные романы прячутся в борхесовских рассказах. Мелькают страны и персонажи, далекая экзотика оборачивается чьей-то обыденностью, и становится понятно, какой экзотичной может выглядеть наша обыденность.
Готовая картина производит достаточно сильное и неожиданное впечатление, порождая на протяжении просмотра ощущение (иллюзию?), будто приоткрылась дверь в подлинную действительность. Ощущение, не имеющее ничего общего ни с эффектом т.н. реалити-шоу и телевидения в целом, ни с воздействием игрового кинематографа. Даже возможности профессиональных документалистов покажутся на фоне того колоссального потенциала, который оказался, по сути, лишь приоткрыт в картине, резко ограниченными. Стараниями кинематографистов зрители становятся свидетелями не привычного потока сознания, а безостановочного потока самой жизни, пусть и направляемого всё тем же сознанием. Словом, интересный опыт, имеющий колоссальный потенциал развития.
«Жизнь за один день» шотландец Кевин Макдональд скомпилировал из тысяч роликов, снятых пользователями YouTube в один июльский вторник, — получилась всеобъемлющая панорама рутинных проявлений людской природы. За счет многочисленных повторов (мы последовательно наблюдаем, как одни и те же действия совершают жители самых разных уголков мира) тривиальное здесь становится универсальным. Кто же спорит — мы и правда одинаково радуемся, одинаково огорчаемся, одинаково паршиво выглядим по утрам.